Человек сомневающийся (Евгений Князев)

Ирина Леонидова, Культура от 11 августа 2005

Ну как тут не поверить в судьбу! Давным-давно на вступительных экзаменах в Щукинском училище абитуриент Евгений Князев читал монолог Григория Незнамова. Спустя годы именно эта роль в знаменитом спектакле Театра имени Вахтангова «Без вины виноватые» в постановке Петра Фоменко стала звездным часом актера.

Впрочем, та самая судьба не раз заносила Князева на крутых поворотах. «Взять» столичный театральный вуз с первой попытки не получилось: педагоги сослались на излишнюю «молодость» абитуриента (16 лет) и отправили его домой. Князев времени терять не стал и поступил в Тульский политехнический институт, который и окончил с дипломом горного инженера. И лишь потом повторил попытку, которая на сей раз увенчалась успехом.

В 1982 году его приняли в Вахтанговский театр, которому он до сегодняшнего дня верен. Дебют Князева на этой сцене состоялся в роли молодого Казановы в спектакле Евгения Симонова «Три возраста Казановы» по пьесам Марины Цветаевой. Ну а дальше была нормальная жизнь артиста репертуарного театра — с удачами и простоями. Правда, в массовке он участвовал лишь единожды — в «Анне Карениной» Виктюка. Но его первые роли (Панталоне в «Принцессе Турандот» Шило в «Деле’, Обольянинов в «Зойкиной квартире») не слишком привлекали внимание критики. Князев долго оставался «нераскрученным» потому что сам заниматься этим категорически не хотел, роли выпрашивать не привык. Зато привык всегда сомневаться в том, что и как он делает.

Князеву, конечно, был нужен большой режиссер, которого он мог бы назвать Учителем. И таким стал для него Петр Фоменко. Но даже и с ним случались творческие конфликты, вплоть до ухода Князева из спектакля «Государь ты наш батюшка». Конфликты, подчеркнем, только рабочие, закулисные интриги артисту чужды. Фоменко, может быть, и обиделся, но на Князеве не поставил крест После Незнамова тот сыграл у мастера еще и роль Германна в «Пиковой даме». И со временем Князева заметили, оценили психологическую искренность и игровую природу его творчества, нерв, темперамент и неизменную иронию. Хотя звездой в банальном понимании этого слова он не стал.

«Безработные» сезоны в его жизни случались по-прежнему. Но Князев уже знал выход: не изменяя «дому» частенько захаживать в гости. Он играл в Театре «Бенефис» в Школе современной пьесы, в Театре Наций, в Центре имени Мейерхольда, антрепризах, изредка снимался в кино и сериалах.

И была ведь еще одна, по словам Князева, «отдушина» — педагогика. Когда-то он вычитал такую фразу: если хочешь чему-то научиться, начинай учить сам. Сначала был актерский курс в Щукинском училище, а в 2003 году Евгений Князев сменил Владимира Этуша на посту ректора. Кстати, именно на его кандидатуре настаивало большинство педагогов, зная о повышенном чувстве ответственности Князева.

Сам же он считает, что так называемый «талант» — лишь отправная точка, главное же -труд, рассчитанный на долгие годы. А основной пункт его ректорской «программы» — сохранение традиций Вахтанговской школы.