Галина Коновалова: «95 лет? Какая ерунда!»

Вера Копылова, Московский комсомолец от 1 августа 2011

«Только вы про меня всякие прекрасные слова не пишите! Не люблю я этого, я настолько иронично к себе отношусь…» И это правда — Галина Львовна Коновалова, даром что ей 1 августа исполняется 95(!) лет, была и остается ироничным, остроумным человеком и огромного таланта актрисой. Страшно сказать — 73 года в театре Вахтангова!

— Ну и что, вы напишете, что мне исполняется 150 лет? — без тени улыбки юморит Галина Львовна, которой «МК» дозвонился в глубокое Подмосковье, где она сейчас отдыхает. — Знали бы вы, какая все это ерунда! Я думаю, в театре никакого чествования не будет, по крайней мере я бы этого очень не хотела. Кроме смеха у меня это ничего не вызывает: ну что, я должна сидеть в белом платье, а люди будут выходить и рассказывать, какая я хорошая? Так я засну, потому что я знаю это все. Ну правда, разве это главная моя добродетель, что дожила до 95 лет, разве только этим я интересна? Ну дожила, ну ногами перебираю, ну рот открываю…

Не дадим Галине Львовне слукавить — она рот открывать умеет так, что от каждого слова хочется хохотать. А насчет «ногами перебираю», так в театре Вахтангова ходят легенды о том, что ее лучшая и единственная, зато ежедневная зарядка — это натирка пола, а также беганье с кастрюлями наготовленной еды для правнуков из одного конца Москвы в другой. На один из дней рождения коллеги по театру ей торжественно вручили в подарок… мастику для паркета, поскольку эту важнейшую составляющую фитнеса по-коноваловски стало трудно найти в продаже.

Кстати, организовать тогда праздничный вечер актрису уговаривали три месяца. Вот такая она, старейшая актриса Вахтанговского театра! Сладкоголосая птица юности занесла Галину Коновалову учиться в Щукинское училище — с детства она обожала Малый театр, жила на Тверской недалеко от него и постоянно бегала смотреть спектакли. После Щуки — конечно, Вахтанговский театр! За все эти годы Галина Львовна ни разу не снялась ни в кино, ни в сериалах. Только спектакли.

— 37-й год. Меня заняли в «Аристократах» Погодина. Рубен Симонов играл Костю-капитана, а Соньку Золотую Ручку — Алексеева. И я? Ну с чем это сравнить? Это все равно, что вас пустить в Кремль и разрешить там поселиться. Одна из первых ролей моих заключалась в том, что я в полной темноте должна была из одного портала перейти по сцене в другой. Без слов. При этом меня каждый день вызывали на репетицию. И вот премьера. Я позвала на нее свою маму (она у меня была старая большевичка), а мама прихватила подружку — тоже из старых большевиков. После спектакля мамина подруга констатировала: «Твое участие в спектакле напоминает мне участие Берии в строительстве Беломорканала». Она это сказала громко, на Тверской улице. И больше мы ее не видели. Вот кто услышал? Кто настучал? Но вот что интересно: после того как я безмолвно прошла в темноте по сцене и вернулась в гримерную, у меня на столе стояли подарочки от старших актрис — это было такое посвящение в их круг. И потом долгие годы я тоже дарила подарки молодым.

Галина Коновалова видела, как в труппу принимают тех, кто стал символами Вахтанговского театра: Владимира Этуша, Василия Ланового, Юлию Борисову, Юрия Яковлева… Помнит жизнь и творчество корифеев: Борис Щукин, Рубен Симонов, Цецилия Мансурова, Людмила Целиковская… Галина Львовна — знаменитая, любимая, великолепная актриса (эх, не удержалась я от «прекрасных» слов!), но к тому же — талантливый писатель. Ее книга «Это было недавно, это было давно» и статьи-воспоминания для журнала «Театрал» — не просто текст, а волшебная палочка, оживляющая ушедших людей. Вот о первой Турандот, о Мансуровой:

«…Мансурова в жизни и на сцене — это два разных человека. И если в жизни она производила впечатление человека крайне несобранного, суматошного (вечно куда-то опаздывала, что-то роняла, теряла, могла на ходу поправлять прическу или задергивать порвавшийся чулок, бежала дальше и снова что-то теряла), то на сцену выходила не просто профессионально безукоризненной, она выходила героиней, сразу приковывающей к себе внимание зала. …После нашей встречи на Арбате в 1940 году прошло много лет. Как все изменилось с тех пор! Но я снова вижу наш узкий Арбат, по которому, сияя своей лукавой улыбкой, идет Мансурова, и весеннее мартовское солнце светится в ее глазах, во всем ее счастливом облике».

«Соломенная шляпка», «Много шума из ничего», «Мадемуазель Нитуш», «Мистерия Буфф», «Анна Каренина»… Во множестве спектаклей сыграла Галина Львовна. Сейчас она играет в «Дяде Ване» Римаса Туминаса. Не секрет, что старые вахтанговцы, к примеру Владимир Этуш, оценивают происходящее и ставящееся сейчас в театре как модерновый ужас. Умирает ли Вахтанговский театр — на этот счет у всех свое мнение. Мы спросили у Галины Львовны не про любовь к родному театру — с любовью-то ясно. Про веру.

— Верите ли вы, Галина Львовна, в Вахтанговский театр, в так называемое «вахтанговское», что — выплывет, выживет, что бы ни было?

— Верю ли, что не кончится, что сохранится в веках? Верю, раз так пламенно ему служу — не работаю, а служу, бескорыстно, безответно порой. Я пришла туда в 17 лет, ничего другого не знаю, я все пережила с театром. Я отношусь к нему как ребенок к матери, я предана ему.

Галина Коновалова часто вспоминает фразу Рубена Симонова: «Из театра Вахтангова не уходят». По крайней мере настоящие Вахтанговцы — никогда. Галина Львовна, долгих и добрых лет жизни, бодрости духа, здоровья! С юбилеем вас!