Рижская «ласточка» Евгения Крегжде

Мария Кочнева, Вести Сегодня от 20 января 2007

На сцене легендарного Вахтанговского театра блистает бывшая рижанка Евгения Крегжде. Успехи впечатляют: Женя работает тут полтора года и почти столько же исполняет главные роли! Такое фантастическое везение можно назвать счастливым стечением обстоятельств, однако хотя фортуна новичкам благоволит часто, театр — не то место, где можно продержаться на притворстве и лукавить.

Мы встретились с актрисой на Старом Арбате в симпатичном ресторанчике рядом с театром. Женя на москвичку очень похожа. Да и сама Женя признает: Москва — ее город. Она уехала сюда в 2001-м. Сейчас Евгения Крегжде только в начале своего творческого пути, но на счету Жени главная роль в четырехчасовом музыкальном спектакле «Мадемуазель Нитуш» (по мотивам произведения Эрве в свое время был снят кинофильм «Небесные ласточки» с участием Л. Гурченко и А. Миронова), главная роль в спектакле «Чулимск прошлым летом» по Вампилову, роли в постановках «Сирано де Бержерак», «Али-Баба и 40 разбойников» и другие.

Кроме того, она снимается в популярном сериале на Первом канале «Любовь как любовь», а также недавно завершила работу над циклом скетчей «Женская лига» для ТНТ. На сцену Крегжде выходит вместе с Марией Ароновой, Лидией Вележевой, Владимиром Симоновым, Виктором Добронравовым. Именитые партнеры встречаются ей и на съемочной площадке — Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Лариса Лужина, Сергей Никоненко.

— Наверное, ты еще в детстве мечтала о сцене?

— Ой нет! Я из педагогической семьи, дедушка — математик, мама — физик (Лариса Крегжде — директор рижской частной Школы информационных систем. — М. К. ). Папа со старшим братом хотели, чтобы я подключилась к «семейному бизнесу». Но театр меня заворожил классе в 9-м, когда в школе открылся творческий кружок Людмилы Шевченко, которая возглавляет рижскую театральную студию «Реверанс». Людмила Евсеевна посмотрела на меня и сказала: «Танцевальная девочка — оставляем!» Пожалуй, вот так все и завертелось. Мы участвовали в школьных театральных фестивалях «Русская классика», дважды я даже становилась лауреатом в номинации «Лучшая женская роль». Сразу после школы я собиралась уехать в Москву за настоящим актерским образованием высокого уровня, в Риге же его не получишь. Но родители от моей идеи не пришли в восторг.

— Пытались переубедить?

— От этой затеи они были в шоке. Хотя моим успехам на избранном поприще родители отдавали должное, но серьезным делом, способным прокормить, они театр не считали. И на тот момент по-своему были правы. В общем, им удалось меня удержать в Риге, но лишь на год. На семейном совете было решено, что я поступаю в ISMA. Специальность менеджера по культуре я добросовестно осваивала весь первый курс, но, как только наступили летние каникулы, рванула в Москву. Мне все-таки удалось уговорить родителей. Правда, имелось условие: если действительно хоть где-нибудь выдержу конкурс, тогда остаюсь учиться в Москве и они мне помогают оплачивать учебу. Ну а если пройти не получится — возвращаюсь в ISMA.

Как и многие абитуриенты, я выучила традиционную басню Крылова «Ворона и лисица», а еще отрывок из рассказа Горького «Нунча» и несколько любимых стихотворений. Весь июнь ходила во все театральные вузы как на работу. Судьба моя решилась в «Щуке». Когда я пришла туда на прослушивание, известный педагог Михаил Борисович Борисов, набиравший тогда курс, сразу взял меня на третий тур! В Щукинское училище и поступила. Но на платное отделение — как иностранка.

— А сколько стоит год обучения?

— Россияне учатся бесплатно, а иностранцы платят по 4000 USD. Через год меня от оплаты освободили. Я вкалывала до седьмого пота, была отличницей — по всем предметам у меня были только «пятерки». А вообще, для иностранного подданного это практически единичный случай. Четыре года мы впахивали — выходных не было. На наш курс приняли 30 студентов, а выпускниками стали 20. Жила я вместе с остальными ребятами — в щукинском общежитии. Нас селили по 3-4 человека, и, конечно, пришлось вкусить все прелести бытовухи. Но это мелочи, в целом весело было, мы дружили.

О педагогах хотелось бы сказать отдельно. Это талантливейшие люди, удивительные! С нами работали мэтры — Этуш, Дорошина, Кузнецов, Борисов, Поглазов, Авшаров. А выпускной спектакль «Двенадцатая ночь» нам ставил Ширвиндт. Школа, которую мы прошли, — уникальна. В «Щуке» готовят универсальных артистов. Актер может сыграть все — таков был наш девиз. В общем, я окончила учебу с красным дипломом.

— Как ты оказалась в Вахтанговском?

— Меня пригласили два театра — имени Вахтангова и театр Калягина Et Cetera. Но все же остановилась на первом, так как Щукинское — при Театре Вахтангова. Правда, без трудностей не обошлось. Они были связаны с документами, ведь у меня гражданство Латвии. Это было настоящим хождением по мукам — выбивая из чиновников нужные бумажки, приходилось буквально дежурить у разных ОВИРов и жэков! Но в итоге все получилось.

— У тебя две главные роли в спектаклях. Как вообще тебя труппа приняла?

— Хорошо. Каждый раз спектакль играешь словно впервые. В нашем театре 1100 зрительских мест, это огромная аудитория, но мне кажется, что чувствую каждого зрителя. Непередаваемые ощущения! А вот что до самой работы над постановками, то, конечно же, ярчайший след в моей чувственной палитре оставила подготовка к «Мадемуазель Нитуш». У меня был экстренный ввод в спектакль — всего за месяц, да еще и на главную роль! Актриса Нонна Гришаева, исполнявшая Денизу, «неожиданно» ушла в декрет, и режиссер Владимир Иванов выбрал на ее место меня. В этом я даже усмотрела некую мистическую деталь: дело в том, что по мотивам этого же произведения снят известный фильм «Небесные ласточки», а моя литовская фамилия Крегжде переводится как «ласточка»! Спектакль-то музыкальный, четыре часа пения под «живой» аккомпанемент — это не шутка! К тому же я вокалом профессионально до этого не занималась.

Премьера состоялась в Екатеринбурге. Перед глазами у меня все плыло, будто в тумане, не помню, как удалось выговорить первые слова. Вдобавок ко всему по причине нехватки времени до премьеры у нас ни разу не было общего прогона спектакля, я даже не знала очередности некоторых эпизодов! Но со страху я ничего не забыла!

— О чем тебе мечтается сейчас?

— Очень хочу приехать на гастроли в Ригу. Мечтаю о том, чтобы чаще видеться с родителями, с братом и бабушкой, очень их люблю, сильно скучаю по ним. Вот вместе с «Вести Сегодня» передаю им свой большущий московский привет! Конечно, хочется встретиться с рижскими друзьями, с Сашей Брунер из Кукольного театра, с Людмилой Евсеевной Шевченко, навестить «Реверанс». А еще мечтаю, чтобы премьера философского спектакля по мотивам сказок Сергея Козлова «Ежик в тумане», над которым работаем сейчас, понравилась зрителям. Ну а уж если мечтать по-крупному, то мечтаю, что когда-нибудь сыграю запоминающуюся роль в хорошем «полном метре», то есть в художественном фильме. Так многое предстоит сделать, жизнь впереди — я продолжаю впахивать!