Ирина Купченко — «Прораб в душе»

ТК Культура Новости от 29 февраля 2008

Лиза в «Дворянском гнезде», Соня в «Дяде Ване», Вера Ивановна в «Чужих письмах», княгиня Трубецкая в «Звезде пленительного счастья» и еще много других ярких женских характеров созданы этой актрисой на сцене и на экране. Ирина Купченко сегодня принимает поздравления с юбилеем.

Точность — вежливость королев. Она и есть королева экрана и сцены, поэтому никогда и никуда не опаздывает. В ней сочетаются нежность и сила, ирония и трагизм, хрупкость и твердость, приземленность и романтизм, и еще много противоположностей, свойственных истинной актрисе. Все начиналось в Киеве. Ирина Купченко вместе с подругой пришла записываться в кружок кройки и шитья — тогда это было модно. Вместо этого она попала в драматический кружок. Ирина вспоминает о событии, которое произошло, когда она училась в десятом классе: классе: «Приехал Театр Вахтангова на гастроли, и весь Крещатик, где я жила, был в огромных афишах с портретами. И вот я ходила и мечтала — как бы мне хотелось в этом театре работать».

С первого раза она поступила в Щукинское училище. В 1970 году ее приняли в труппу театра, о котором она мечтала. Первой ролью стала Октавия во втором составе спектакля «Антоний и Клеопатра». На первую репетицию она не пришла — просто не посмотрела расписание. «И вот я до сих пор думаю: самые страшные минуты в жизни — когда я узнала, что я не пришла на репетицию, и что меня могут выгнать. Я сидела и рыдала внизу, в вестибюле, и все ждала, когда выйдет Симонов — тогда главный режиссер. Рыдаю десять минут, двадцать минут, час… Наконец, он вышел. Ну, меня простили, не выгнали», — вспоминает Купченко.

В родном театре почти за сорок лет у нее было не так много ролей, но актриса никогда по этому поводу не страдала. Еще со студенческих времен она была востребована в кино. Сама говорит, что главное — у хорошего режиссера играть хорошую роль, а в кино или театре — это не важно.

«В театре, конечно же, когда ты существуешь сиюминутно, и ты владеешь ситуацией, можешь что-то исправить, изменить, — ты дышишь вместе с залом, и ты от него зависишь. Это счастье, конечно, неповторимое. Но на съемочной площадке появляется какой-то момент единственный, который никогда в жизни не повторится. В этом тоже что-то есть, понимаете? А зритель, он и там, и там. Все равно для зрителя играем. Актер никогда не будет играть для себя», — говорит она.

Ирина Купченко востребована в кинопроектах, в театре зритель совсем скоро увидит ее в новом спектакле по пьесе Мюллера «Тихая ночь», который репетирует Римас Туминас. Она безумно любит свою профессию, и все же: «У меня произошла смена системы ценностей. Я уже стала меньше натягивать чужие лица, больше любить свое собственное. Мне стали нравиться и приносить удовольствие в жизни простые вещи. Мне стала нравиться сама жизнь», — признается актриса. Ей нравится природа, музыка, книги. Если что-то не получается, Ирина Петровна делает генеральную уборку в душе и в доме. «Прораб в душе», как шутит сама Купченко, она любит созидательную деятельность и конечный результат.