Василий Лановой: За «Офицеров» буду судиться!
В свой последний приезд он предстал перед нижегородцами в новом образе в премьерном спектакле «Последние Луны» театра им. Вахтангова. «Последние Луны» — спектакль не для веселья. Два акта, две жизни пожилых героев Василия Ланового и Ирины Купченко. Здесь и одиночество старости, и ностальгия, и страдание от окружающего равнодушия. Герои пытаются понять, куда их привела судьба на закате лет. Смерть — это кара или умиротворение? Что мы унесём с собой в другой мир? Что оставим здесь?.. Василий Лановой не похож на своего героя. В этом году отметил юбилей — 75 лет, но от него исходит такая мощная энергетика, а молодые страстные глаза полны живого огня — при общении с ним забываешь о восьмом десятке. У Василия Семёновича насыщенная жизнь: работает в театре, снимается, концертирует, преподаёт в Щукинском институте, занимается общественной работой… Ему некогда думать о возрастном кризисе.
Долгая дружба с губернатором
— Василий Семёнович, вы часто приезжаете в Нижний Новгород. Как вы однажды рассказывали, вас с Горьким связывают первые гастроли. Как вам здесь работается?
— В Горький я приехал с первыми гастролями театра Вахтангова. Мы ездили со спектаклем по Поволжью. Волга… Эта река влечёт русского человека! Много раз я в Нижегородской области бывал и на концертах, и на премьерах фильмов. Поводы были самые разные. Последнее время я ездил на север области, в совершенно уникальные монастыри — в Саров, Дивеево. Это фантастические места! Моя жена (Ирина Купченко — Авт.) очень верующий человек, она тоже любит бывать в монастырях. Ездил я к вам и на охоту. Мы хорошо знакомы с Валерием Шанцевым, поэтому если у него есть потребность в московских актёрах, он всегда зовёт. К примеру, этим летом мы были на празднике в честь Александра Невского. Мне кажется, его пребывание в вашем регионе на посту губернатора пошло на пользу области. Я и сам это вижу и узнаю из разговоров с жителями, директорами предприятий, главами районов. По их словам, пошла совсем другая жизнь. Он хозяйственник хороший. Не зря он одно время руководил Москвой, когда Лужков разъезжал по заграницам. Так что я сюда с удовольствием приезжаю.
Зарядка для лозы
— В «Последних Лунах» ваш герой поднимает тему одиночества. Вам оно близко?
— Здесь скорее не тема одиночества как такового, а тема старости. Одиночество может быть в любом возрасте. Здесь отношения с семьёй, с детьми. Правда, и своих двух сыновей и внучку я вижу крайне редко в силу своей занятости.
— Именно занятость позволяет вам быть в такой хорошей форме?
— В хорошей физической форме моей заслуги немного — спасибо моим родителям, хохлам. Мама худенькая, красивая необычайно, отец высокий, жёсткий мужчина. Всё это в сочетании дало такую лозу. А я её поддерживаю — обязательно делаю зарядку. Я считаю, что для актёра это необходимая программа, как занятия сценической речью или голосом. Актёр должен холить своё тело. А то иногда мы видим совсем плачевные варианты. Да и насыщенная жизнь помогает. Часто приглашают, особенно читать Пушкина. Вот недавно ездил в Пекин. Слава богу, пока востребованность есть, это хорошо. Это стимул. Да и никаких возрастных переходов, как у моих героев, я на себе не испытываю. Мне 76-ой год идёт, депрессий не разу не было. Наверное, прям на тот свет и отправлюсь без депрессий.
Дважды народное… помело
— Как вы считаете, чем современные режиссёры пытаются привлечь зрителя в театр?
— Сложно сказать, я не режиссер. Если говорить о нашем театре, Вахтанговский находится в межцарствии. Пришел, в общем, не вахтанговский режиссёр Римас Туминас, и что будет дальше, мы толком пока понять не можем. Но пьесы, которые он уже поставил, настоящие, замечательные. Это удовольствие для актёрской работы! Будут хорошие пьесы — будут хорошие спектакли. Слава богу, на дешёвку больше не клюём. Ульянов приглашал к нам и Виктюка, и Мирзоева, это были гигантские падения для театра в плане вкуса. Но обоих больше не пускают.
— Раньше вы много снимались, а как сейчас обстоят ваши отношения с кино?
— Недавно я снялся в фильме «На заречной улице», где я играю пожилого человека. Наверное, должна скоро выйти на экраны. А дальше не знаю, что будет. Много предлагают ролей, но я столько играл, что не имею право опускаться, влезать в грязь. Конечно, хотелось бы сыграть много. А приносят всё бред сивой кобылы милицейский и бандитский. У нас вообще чудесное творится на ТВ. Взяли покрасили «17 мгновений весны». Это замечательный фильм, который никак не сравнить с тем, что делают сейчас. Зачем испортили такой фильм? Покойный Слава Тихоновов с подкрашенными губами. Ужас! Когда мне позвонили: «Василий Семёныч, мы собираемся покрасить «Офицеров», я им ответил: «Только попробуйте, сволочи — я в суд подам». Это вредительство! Кто-то так себе деньги зарабатывает. Или сняли фильм с названием «Офицеры». Что говорить, нищие духом всегда норовят прикоснуться к легендам. Голову бы оторвать за это! Или как сейчас у нас раздают награды. Звание народного артиста СССР или Ленинскую премию получали единицы. Это был цвет нации — учёные, артисты, художники… А сейчас проходимцы, видимо, не только воруют, но и звания себе покупают. Капитализм что вы хотите. Чем чаще показывают артиста по телевидению, тем хуже. Я на этого певца, дважды народного (Николай Басков — Авт.), смотреть не могу. Был хорошим, приличным исполнителем, а теперь помело для любой дырки. Человек перестал себя уважать.
Зачать гения и держать палец на курке
— Но не все же такие зазвездившиеся. Неужели ваши студенты вас не радуют?
— С нынешним поколением сложнее работать. Оно уже раздрызгано бредовыми продуктами западной чуши. Ведь нравственность и духовные ценности русского нашего народа очень не невыгодны нашим врагам. Ещё в 1945 году директор ЦОУ Аллен Даллас говорил о том, что нужно уничтожить всё, что делают патриоты в России — и нашу литературу, и религию, высмеять всё, что для нас дорого. Они этому следуют чётко до сих пор. Это нужно понимать и чётко держать палец на курке. А когда Ельцын открыл все границы, тут столько хлынуло, что нам хлебать и хлебать. Уже два поколения потеряно. Поэтому нужно молодое поколение вытаскивать. Ведь на Руси во все времена считалось главным служение родине. Это было в любом сословии, и у дворян, и у крестьян, и у чиновников. Мы это можем прослеживать по литературе. Это было во все времена. И пусть не все были чисты как ангелы, случались и ублюдки, и негодяи. Но гражданская тема мощно проходит во всех лучших образцах литературы. Вот с моими студентами мы обязательно ставим «Войну и мир», Пушкина, Писемского, Достоевского, изучаем поэзию. А это кладезь неисчерпаемый.
— А вы видите в нашем поколении героев?
— Я был дважды в Чечне, когда там шли боевые действия. И там я видел настоящих героев, я иногда их вижу в быту, в нашей повседневной жизни. Это ребята, которые эти все капиталистические новации, плотно вошедшие в нашу жизнь без нашего разрешения, в штыки воспринимают.
— Как вы думаете, в современной России может родиться гений?
— Если бы я его зачинал, он бы обязательно сейчас родился (смеётся). Конечно, есть перспективы. У нас не всё так плохо. Нужно Россию спасать классикой. Я думаю, нам просто нужно время. Всё вернётся на круги своя. Нужно немного охолонить запад. Нужно обращаться к литературе, к монастырям. А деревни? Я часто убегаю из Москвы и вдали нахожу успокоение. Москва и Ленинград — это не Россия. А вот вглубь страны — это чистые, безграничные запасы. Всё ещё придёт. Государство пока не в полной сборке. Если мы будем катиться вниз, в России обязательно появится человек типа Сталина. Но ведь страна могла пасть за 5 минут, на 10 государств разделиться. Но пришёл Путин, и первое что он сделал, все региональные конституции подчинил федеральной. Это великий шаг! Потому что эти мальчики губернаторы растащили бы по кирпичикам, и по камешкам всю страну. А теперь нужно приводить к общему знаменателю, который нужен России как великой державе. Без сильного правителя не обойтись — мы же не Люксембург. Должны быть жёсткие законы.
Кстати
В Нижний Василий Лановой приехал в разгар гриппа, но это его нисколько не испугало. — Мне на ваш грипп с большой берёзы. Моё лекарство от болезни — чеснок, причём как внутрь, так и полоскание горла с чесночным настоем. Я же хохол, обожаю сало с чесноком и чёрным хлебом. Прекрасное средство от простуды!