Последний романтический принц

Ольга Романцова, Газета от 15 января 2009

Кто видел Василия Ланового только в театре или только в кино, могут до хрипоты спорить, на кого Лановой больше похож — на романтического принца Калафа из «Принцессы Турандот» и театрального премьера Фредерика из спектакля «Фредерик, или Бульвар преступлений» или на Павку Корчагина или Ивана Варавву из «Офицеров». Ясно одно: в каждой своей роли актер дарит зрителям заряд мощной энергии. На сцене он до сих пор может сделать все что угодно: бегать, прыгать, спускаться на канате. Об актере — те, кто знает его по совместной работе.

Актриса театра им. Вахтангова, народная артистка России ЛЮДМИЛА МАКСАКОВА: «Лановой сохранил редчайшее амплуа романтического героя»

Неизвестно, как сложилась бы моя жизнь, если бы не случай, который связан с Лановым. Это был поворотный момент в моей жизни. Мне было 15 лет, я училась в Центральной музыкальной школе и хотела поступать в университет: мне больше нравилась не игра на виолончели, а литература, особенно французская и немецкая. И вдруг я включила маленький с огромной линзой телевизор КВН и увидела совершенно нереальную для Советского Союза картину. На экране стоял человек невероятной красоты, таких людей я вообще не встречала в жизни. Что-то в нем было необычайное, и не только в облике. Он был в бархатном костюме XIX столетия и говорил по-французски, объясняясь в любви какой-то женщине. Все это меня к нему просто приковало и пригвоздило. Показывали отрывки постановок студентов Театрального училища имени Щукина, студент Лановой с сокурсницей играли фрагмент из «Марион Делорм», у него была роль де Грие. Я решила, что поступлю только туда, и поступила, и потом меня приняли в театр имени Вахтангова, где работал Лановой, плюс ко всему он стал моим партнером в «Принцессе Турандот» — самой романтической истории из всех, которые я когда-либо играла на сцене. Так Василий Семенович из виртуального идеального образа материализовался для меня в конкретного человека. Он стал моим партнером по сцене, принцем Калафом, которого я безнадежно любила, — ведь я играла рабыню Адельму, а его герой был влюблен в принцессу Турандот и ради нее был готов пожертвовать жизнью. Василий Семенович так ни разу не разрушил романтического образа, сохранив это редчайшее амплуа до сегодняшнего дня. Он всегда умеет красиво рассказать о чем-то и этим восхититься. Все происходящее, пройдя сквозь природу Ланового, преломляется в нечто, дающее радость. Глядя на него, веришь, что жизнь сама по себе — это праздник. И во всех ролях это очень чувствуется. Он и в жизни такой же увлекающийся человек: обожает поэзию Пушкина, влюблен в русскую литературу и благодарен всем, кто помогал ему пройти нелегкий театральный путь. Только глядя на Ланового, вы никогда не заметите, что этот путь был нелегким. Не думаю, что все страницы его жизни написаны только светлыми красками, но он никогда этого не показывает, а это говорит о большом мужестве.

Артист театра имени Вахтангова, актер кино ВЛАДИМИР ВДОВИЧЕНКОВ: «Немногим удается стать символом своего поколения»

Он замечательный театральный артист, и у него очень многому можно поучиться. Например, Лановой — один из немногих, кто считает, что подзвучка и микрофоны на сцене — это потеря театральной профессии, и никогда не играет спектакли в микрофон. Казалось бы, мелочь, но в профессиональной среде очень важная: человек принципиально отстаивает свои позиции, даже если многие с этим не согласны. В свои 75 он по-прежнему в отличной психофизической форме. В его возрасте люди очень редко к чему-то стремятся, они скорее медленно угасают, а он, наоборот, всем интересуется: глаза горят, энергия так и бьет. Приходишь в театр, где усталые молодые коллеги, вдруг заходит Лановой — и на бодрячке! Такое впечатляет. Я знаю его как коллегу по театру и артиста. Но, посмотрев его «Фредерик, или Бульвар преступлений», понимаешь: есть люди, которые, несмотря ни на что, остаются на вершине театрального искусства. А в кино Лановой для меня — знак советской эпохи в хорошем смысле этого слова. В том, что фильм «Офицеры» стал светлым идеалом для целого поколения, — большая заслуга Василия Семеновича. Немногим артистам удается стать символом своего поколения и времени. Мне кажется, что ему это удалось.