Василий Лановой: «Меня приучили смотреть на себя с юмором»
Сегодня исполнилось 74 года Народному артисту СССР, лауреату Ленинской премии, профессору Щукинского театрального училища Василию Семеновичу Лановому.
Василий Семенович родился в Москве, 16 января. Его родители были малограмотными украинскими крестьянами в селе под Винницей. В 1931 году они, спасаясь от голода, переехали в Москву. Лановой мог бы стать журналистом. В 1953 учился на факультете журналистики МГУ, но быстро забросил учебу. Затем поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина. Еще во время учебы в 1954 году снялся в своем первом фильме «Аттестат зрелости», а в 1956 году сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин». В 1957 окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина. Во время учёбы познакомился с Татьяной Самойловой, женился и прожил с ней несколько лет. С 1957 — года актёр академического театра им. Е. Вахтангова, где играл роли Фортинбраса в спектакле «Гамлет», Маяковского («Конармия»), Цезаря («Антоний и Клеопатра»), Пушкина («Шаги Командора»), Троцкого («Брестский мир»), Джорджа Бернарда Шоу («Милый лжец») и многие другие. Одновременно он снимался во множестве фильмов, среди которых «Алые паруса» (1961), «Война и мир» (1965-1967), «Офицеры» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Дни Турбиных» (1976). В 1980 году был награжден Ленинской премией за озвучивание документального фильма «Великая Отечественная», а в 1985 году получил звание Народного артиста СССР. С 1985 года Василий Лановой работает на кафедре сценической речи в Театральном училище имени Бориса Щукина: сначала он был преподавателем, затем стал профессором и заведующим этой кафедрой. В 1983 году написал книгу «Счастливые встречи», а в 2004 году — «Летят за днями дни». В 2006 году вошёл в общественный совет «Русского марша». Лановой женат в третий раз на актрисе Ирине Купченко, у него есть двое сыновей.
Актер дал эксклюзивное интервью AIF. RU
— Вас можно назвать классиком театра и кино, полвека в профессии. Вы удовлетворены своей творческой судьбой?
— Я не могу жаловаться на судьбу. Она мне подарила несколько прекрасных ролей, замечательных режиссеров, партнеров-актеров. А какую литературу: «Анна Каренина», «Война и мир», «Любовь Яровая», «Алые паруса», «Иду на грозу», «Как закалялась сталь». Это невиданный подарок. Снимался у Райзмана, Алова, Наумова, Танечки Лиозновой, Сахарова, Бондарчука. Снимался с Пляттом. Был дружен с Раневской. Чувствуете, какие имена!
— Славу же вам принес кинематограф. Какая самая любимая роль в кино?
— «Полосатый рейс». Помните эпизод. Я там говорю: «Вон та группа в полосатых костюмах. Красиво плывут!» Это вещь — на все времена. Там некогда было ошибиться.
— А какую роль так и не удалось сыграть?
— Очень много. Я не сыграл Чацкого, Сида, Гамлета. Но кое-что из того, что хотел, получил, например, Дон-Жуана, Цезаря.
— Ваша природная красота вам помогала делать артистическую карьеру?
— Для некоторых ролей романтического склада нужны соответствующие внешние данные. Скажем, для героя-любовника не совсем подходит человек маленький, лысый, курносый, косолапый, с вывороченной челюстью. Ему трудно будет играть Артура Грея в «Алых парусах». Он может играть, но ему будет очень сложно. В этом смысле внешность мне помогала. Но она же очень сузила круг ролей, которые мне первые годы давали. Даже в театре. Это потом я стал играть разные роли, не опираясь на внешность. Вообще в актерской палитре внешность — одно из самых важных, так же как и голос, пластика. Это слагаемые профессии. Меня приучили смотреть на себя с юмором. Мои преподаватели внушали, что нельзя серьезно к себе относиться. «Вы посмотрите, этот актер так серьезно к себе относится!» — смеялись они. При этом я понимал, что некоторые роли мои больше, чем Петрова или Сидорова.