Василий Лановой, интервью
Василий Семенович Лановой — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор, заведующий кафедрой художественного слова Училища имени Б. Щукина.
Он — не только известный русский актер, создавший ряд незабываемых образов на сцене Театра имени Евгкния Вахтангова и снявшийся в таких замечательных советских фильмах, как «Аттестат зрелости», «Павка Корчагин», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Коллеги», «Война и мир», «Анна Каренина», «Алые паруса» и т.д.
Василий Семенович является также страстным поклонником русской классической литературы, в частности, творчества А. С. Пушкина, великолепным чтецом. Возможно, именно любовь к родной культуре во многом обусловила резкое неприятие актером всей той необыкновенно глупой, пошлой и аляповатой, как обертка от сникерса, дребедени в виде «кино», «музыки», «развлекательных программ», которая буквально наводнила наше радио и телевидение в последние годы, все больше вытесняя подлинное искусство, русскую культуру с ее лучшими традициями. Поэтому особенно радует тот факт, что Лановой не просто сам внес свой вклад в искусство, но и занимается воспитанием художественного вкуса у студентов, будучи профессором Щукинского училища.
18 октября 2002 года Василий Семенович был награжден Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения». В Музее-квартире Пушкина на Арбате, где проходило вручение медали, актер дал небольшое интервью корреспонденту «Завтра».
Основные темы, которые хотелось бы с вами обсудить, следующие: судьба театра (прежде всего Вахтанговского театра), судьба актера и судьба спектакля (фильма). Каковы закономерности зарождения, развития и гибели определенной театральной школы? С одной стороны, происходит смена поколений актеров, театру необходимо постоянное развитие; с другой стороны, существует некий духовный стержень, традиция данного театра. Как сохранить ей верность, уберечь театр от деградации и гибели? Что помогает не отступить от данной традиции. Сразу хочу отметить, что данная тема особенно интересна для читателей «Завтра», поскольку имеет общий характер, касающийся законов развития и судеб страны, народа, идеологии.
— Любой предмет искусства — это обязательно зеркало, с помощью которого каждый человек проверяет свою судьбу, свои чувства, свои мысли, хотим мы этого или нет. Что касается театра, то он развивается, я бы сказал, не поступательно — очень редко бывает, чтобы театр планомерно, медленно двигался вперед. В театре бывают необычайно светлые открытия, бывают «закрытия», бывает и деградация — все это зависит от людей, которые составляют творческую основу данного театра. У нас замечательная основа в театре имени Евгения Вахтангова, который в 1921 году привнес понимание театра как мхатовского. Основополагающие принципы нашей школы — праздничность, светлость отношения к своему персонажу и многое другое — обогатили весь мир. Какие бы новации ни приходили (а новые поколения не всегда приносят лучшее), в основе любого театра — великая русская культура: Толстой, Пушкин, Чехов, Достоевский, Баратынский, Лермонтов. Добро, зло, отношения между ними, совесть, любовь, смерть, жизнь — вот темы, которые являются для русской литературы определяющими. Во все времена к любви и смерти в русской литературе относились одинаково. Есть, конечно, точка зрения, что новые поколения приходят и приносят нечто новое, чего не было раньше, что старое должно умереть — но это не так, потому что русская классика — это корневая система. Великая русская культура никогда не умрет, какие бы племена новые ни приходили.
Известна ваша любовь к русской литературе, которая является одной из основ русской духовности. Можно ли соотнести роль советского кино в русской культуре с тем значением, которое имеет для нее родная литература?
— Разве советское кино не снималось по классике? Конечно, есть издержки, присущие любой идеологии (не только сегодняшней), но когда в основе есть якорь литературы, никакая идеология «не снесет». Хотя история знает другие случаи, невероятные. Советский кинематограф дал такие шедевры мирового кино, как «Летят журавли», «Война и мир» — можно назвать еще много фильмов, которые воспевали идеалы добра, любви, как и великая наша классика. И не зря ведь в последнее время отмечен такой бросок, возврат к советскому кино, потому что такая чушь появилась на экране бесконечная, что людям это осточертело. Вот критики все удивляются феномену возврата к советскому искусству; да не к советскому, а к классическому пониманию добра и зла идет обращение!
В настоящее время СМИ при помощи показа импортированного киношного ширпотреба, демонстрации многочисленных игр и телешоу, пропагандирующих алчность, беспринципность, цинизм, насилие, пытаются вдолбить в голову населению, что смысл жизни — это деньги, прибыль любой ценой. В то же время и русская литература, и советское кино всегда осуждали низменные стремления. Какие именно идеи, способные оградить людей от напора «промывки мозгов», являются в этом плане наиболее ценными в русской литературе, русском театре и кино?
— Есть чисто славянское, православное понимание добра, сформулированное еще в Библии: «Не хлебом единым жив человек.» То, что сегодняшняя западная цивилизация является цивилизацией потребления и в основе ее только это, то, что у нас восемнадцать лет назад дети стали рекламировать: «Хочу стать миллионером» — это катастрофа, беда, с этим надо обязательно бороться, потому что все равно в основе — духовность, та самая русская классика. Вот я сегодня занимался со студентами, мы читали из «Войны и мира» кусочек, когда старый князь сообщил княжне Марье о том, что Андрей умер. Поразительный момент! Она вдруг после оглушающего горя почувствовала свет, никогда ею не испытываемый, ощутила себя приобщенной не к земным, а к высшим вершинам. И когда она облегчила свою боль великую, к ней пришло православное осознание того, что и смерть является благом. Подобное кажется невероятным, но все это есть и у Льва Николаевича, и в целом в русской классике.
Печален тот факт, что современная молодежь в большинстве своем имеет достаточно смутное представление о советском кино. Если с русской литературой каждый человек в разной степени знакомится в школе, то воспитание вкуса в области кинематографа в основном оставлено на усмотрение родителей, что позволяет более успешно занимать эту нишу заокеанским «крутым боевикам». Как вы думаете, необходимо ли преподавать историю советского кино в школе?
— Обязательно. Советское кино является частью мирового кинематографа. Дети смотрят «Войну и мир», «Анну Каренину», Чехова, Пушкина — это золотой фонд нашей культуры. Мы в обществе должны обязательно корректировать ценности в этом возрасте.
Одна из основных тем вашего творчества и советского кинематографа в целом — героико-романтическая. Причем романтика эта довольно разноплановая; здесь уместно вспомнить и военную романтику фильма «Офицеры», и «Иду на грозу», и «Коллеги», и «Алые паруса». Как вы считаете, почему такое внимание в советском кино уделялось романтике? Было ли это обусловлено духом эпохи или имеет глубокие корни в русской культуре?
— Я не могу сказать, что это было превалирующим — наоборот, социальный герой, герой-пролетарий, герой, устремленный в основном в идеологию, во многом был главенствующим. Но это не мешало быть и другим героям, потому что здесь рядом — русская классика.
Вы заведуете кафедрой художественного слова Щукинского театрального училища. Каковы, на ваш взгляд, сегодняшние студенты? Как вы можете охарактеризовать их ценности, стремления, приоритеты? Что отличает нынешних студентов от ваших однокурсников?
— Первое время, лет семь-девять назад, были довольно тревожные моменты, когда приходили люди с довольно не свойственной нам логикой поведения в жизни. Теперь, к счастью, студенты осознали, что здесь денег много не будет. И они приходят в театральное училище заниматься искусством.