Сергей Маковецкий: Из актеров в дворники и обратно
Его называют «редким актером», который на сцене живет, а не играет. И действительно, даже под пристальными взглядами режиссеров и зрителей Сергей Маковецкий существует в своей роли, создавая вокруг себя особую атмосферу творчества. Образов, созданных Маковецким, столько, что его коллеги не перестают задаваться вопросом: что позволяет актеру так свободно чувствовать себя в любом сюжете? Некоторые видят актерский секрет в парадоксальном сочетании обыкновенной внешности и некой внутренней странности, ирреальности.
Сам Маковецкий говорит, что в работе руководствуется интуицией, так называемой эмоциональной памятью «о том, чего ты никогда не переживал в реальной жизни, памятью о предыдущих временах, поколениях». Именно это качество и позволяет актеру создавать свои тонкие и неуловимые образы, в которых порой трудно отделить искренность от цинизма, а героизм от эгоизма. Маковецкий не перестает удивлять своих поклонников, постоянно экспериментируя с ролями. Но как бы не менялся актер, в любом фильме и любом спектакле неизменным остается выражение его глаз — потрясающе чистое и по-детски простодушное. За этот взгляд актера до сих пор продолжают называть «большим ребенком».
13 июня Сергею Маковецкому исполняется 50 лет. Сегодня талантливый актер востребован как никогда и может позволить себе «творить только с настоящими художниками» — Кирой Муратовой, Эльдаром Рязановым, Никитой Михалковым… Одну из своих последних ролей — присяжного в фильме Михалков «Двенадцать»- актер назвал «подарком судьбы», и не потому, что фильм заслужил множество наград. Как признается Маковецкий, эта роль «нашла во мне отклик сразу же, когда я еще читал сценарий. А для актера лучше не придумаешь, чем когда тебе интересно существовать с твоим персонажем».
За плечами актера более 50 ролей в театре и кино. Сейчас трудно представить, что на вступительном экзамене Райкин посоветовал Маковецкому «не тешить себя напрасными надеждами», поскольку актера из него все равно не получится. И это лишь эпизод из жизни Сергея Маковецкого, прошедшего долгий путь от монтировщика декораций и актера массовки до известнейшего актера. О детских мечтах на кухне Киевский мальчишка был влюблен в театр с детства. Позже Маковецкий вспоминал:
«По молодости лет, сидишь, бывало, на кухне, фантазируешь — и сам начинаешь верить в свои фантазии. Перед тобой встают картины сумасшедшие, ты видишь получение „Оскаров“ … а потом возвращаешься — ба, да мы ведь находимся совсем в другом месте! Со временем я перестал этим грешить, потому что, если ты хочешь чего-то, надо этого добиваться».
В свой 18-й день рождения Сергей решил действовать и отправился в Москву — поступать во все театральные вузы. Однако, приехав в столицу, сразу же остался ни с чем: в первый же день у него украли последние деньги, собранные накануне матерью. Неудача постигла Маковецкого и на вступительном экзамене в ГИТИСе. Для начинающего актера это был уже второй отказ — до этого его не приняли в Киевское театральное училище. Маковецкого могли забрать на военную службу, но ему удалось «откосить» от армии и поступить в театральное училище имени Щукина. Лидером на курсе Сергей не был, и жил обычной студенческой жизнью: занимался спортом, театром, романы крутил.
«В студенческие годы всем был доволен, потому что прекрасно обходился стипендией, которую получал, да еще мама деньжат подбрасывала. Короче, хватало на то, чтобы прорваться с боем в ресторан ВТО, вкусно поесть, выкушать бутылочку водки и еще домой на такси вернуться. Так что все меня устраивало», — говорит Маковецкий. «Сегодня дежурю я, а завтра Василий Семенович Лановой».
По окончании училища Сергея Маковецкого взяли в Театр Вахтангова, но незаурядный талант разглядели далеко не сразу. Долгое время актеру доставались роли второго плана. Однажды он не выдержал и устроил на репетиции настоящий разнос. После этого его из актеров «перевели» в дворники с соответствующим жалованьем. Несколько месяцев актер должен был долбить лед перед театром, не забывая при этом с поклоном говорить проходящим коллегам: «Подайте детишкам на молочишко!». Однажды Маковецкого-артиста узнала одна из постоянных зрительниц театра. «Вы что же, дежурите?», — спросила она. «Да, сегодня дежурю я, а завтра Василий Семенович Лановой», — ответил Маковецкий.
Как бы то ни было, а в родном театре имени Евгения Вахтангова Маковецкий проработал больше 20 лет и продолжает работать сейчас. «Молодой человек, вы на мне женитесь?» В кино актер тоже долгое время находился на втором плане, играя только эпизодические роли. Да и первые фильмы с его участием не привлекали к себе особого внимания зрителей и кинокритиков. Но именно в этот период актеру повезло пусть не в карьере, но в любви. Маковецкого многие называют мастером импровизаций, причем не только в кино, но и в жизни.
История первой встречи Сергея и его будущей супруги, редактора одесской киностудии Елены, кажется неправдоподобной. Но подтвердить ее может сам Станислав Говорухин. Как-то он и другие режиссеры беседовали с Еленой в коридоре киностудии. Кто-то из компании пошутил, что Елену никто не возьмет замуж, на что она ответила: «Да если захочу, первый встречный молодой мальчик на мне женится!».
«И вижу по очертаниям, что по темному коридору бежит мужчина. Я ему: «Молодой человек, вы на мне женитесь?» Он на ходу: «Женюсь!» — «А когда?» — «На майские». И исчез. В тот же день стук в кабинет, заходит мальчик и спрашивает: «А где здесь моя супруга?!» Я ему говорю: «Вы ошиблись, всех мужей наших сотрудниц мы знаем». А он посмотрел на меня и говорит: «Это не вы здесь утром стояли? Я получил первый в своей жизни гонорар и приглашаю вас и ваших коллег в ресторан», — вспоминает Елена Маковецкая.
С этого дня все и началось. Так получилось, что в загс молодые явились как раз «на майские». Вот уже больше двадцати лет Елена благодарна судьбе, что встретилась с Сергеем. «Мой муж питается моим опытом полезным, жизненным. А я рядом с ним чувствую себя моложе. Говорю ему: „Ты — моя пластическая операция!“. Он меня словно омолаживает», — признается Елена.
«Самый непредсказуемый, неожиданный, талантливый актер — к вашим услугам»
К концу 80-х годов Сергей Маковецкий стал получать приглашения от известных режиссеров. Известности актера также во многом поспособствовало участие в спектаклях скандального режиссера Виктюка. Но почувствовать, что такое быть востребованным актером, Маковецкий смог после работы с режиссером Владимиром Хотиненко в фильме «Макаров». После этого последовала череда звездных ролей в таких фильмах, как «Операция «С Новым годом!»», «Про уродов и людей», «Брат-2», «72 метра». Маковецкий никогда не боялся экспериментов с новыми образами. И его неоднозначный выбор ролей как положительных, так и резко отрицательных героев всегда вызывал повышенный интерес критиков и зрителей.
Апофеозом стала картина Алексея Балабанова «Про уродов и людей», в которой актер виртуозно сыграл Иоганна — владельца ателье, специализирующегося на порнографических фотографиях. Маковецкий рассказывает, что для своего героя специально приобрел линзы для глаз. «Леша (Балабанов) сначала отказался. Но я упросил его зайти в салон оптики, и мне дали линзы, в которых, по-моему, было минус триста диоптрий. Я в них ничего не видел. Но он посмотрел на меня внимательно и кивнул: „Ты знаешь, да“. Я почувствовал, что глаза должны быть другими. И получился невероятно колючий, холодный, пронизывающий взгляд. До этого я не мог до конца понять героя, что же с ним происходит», — объясняет Маковецкий.
С годами актерский багаж Маковецкого становится все больше. Единственное, чего боится актер, — это повторения: «Повторяться не хочется, поэтому от многого приходится отказываться. И задумываешься: а какой персонаж сегодня интересен, о чем сегодня нужно поговорить со зрителем, что тебя тревожит? И вдруг читаешь сценарий — и понимаешь, что роль, пусть и небольшая, тебя зацепила».
Однажды актера спросили, если бы ему нужно было представить Сергея Маковецкого публике, которая о нем ничего не знает, что бы он сказал. Сергей быстро нашел ответ: «Самый непредсказуемый, неожиданный, талантливый актер — к вашим услугам. Встречайте. А дальше он сам о себе набрешет»…