Сергей Маковецкий: «Искреннее чувство не может быть аморальным»

Веста Боровикова, Новые известия от 4 октября 2007

Премьера ленты Никиты Михалкова «12», в которой Сергей МАКОВЕЦКИЙ блистательно сыграл роль одного из присяжных, затмила собой две другие серьезные киноработы актера — в «Русской игре» Павла Чухрая и в «Искушении» Сергея Ашкенази. «Искушению» не повезло и с премьерой — состоявшаяся в «Художественном» в разгар отпусков, она была негромкой. Между тем «12» уже выдвинули от России на соискание «Оскара». «Новые Известия» встретились с одним из лучших артистов российского кино и театра и задали ему несколько вопросов.

— Как вы думаете, зрители молодого поколения будут сопереживать героям картины?

— Вы знаете, я не думаю, что такое настоящее, хорошее кино оставит равнодушным нашего молодого зрителя. Ведь он все-таки живой человек, а не интернетный робот. Я не знаю, насколько глубоко картина его заденет. Но заденет. Я знаю это по театру. Молодежь приходит группами, не выключая мобильных телефонов, и надо приложить много усилий, чтобы их души открылись. Но если ты играешь по-настоящему, они перестают есть попкорн, замолкают и слушают… Многое сделано для того, чтобы молодое поколение стало таким, какое оно есть. Немножко без царя в голове. Немножко безразличное. И даже жестокое. И тем не менее и оно способно сопереживать настоящему искусству.

— Мне кажется, сегодняшнее поколение не мучается теми вопросами морали, которыми в «Искушении» задается режиссер. Оно давно уже себе все позволило.

— Если вы обратили внимание, действие картины происходит в семидесятых. По той причине, что казавшееся тогда стыдным — обманывать, говорить о деньгах, влюбляться в чужую девушку, сегодня таковым не считается. Сегодня нет стыда.

— А как вы сами относитесь к вашему герою, который из-за любви разрушил судьбу сына?

— Вы знаете, я все время оправдывал своего героя. Потому что он попал не в самую легкую ситуацию. Вы думаете, ему будет легко жить после этого? Он уже оплакивает свои ошибки. А что ему, бедняге, было делать? Ведь у него было искреннее чувство к девушке своего сына. И он поддался этой обжигающей его страсти. За что и был сполна наказан. Как правильно заметил его сын Андрей, «портреты требуют жертв».

— Разрушение судеб — это частная история вашего героя или природа таланта вообще?

— В данном случае это никакая не закономерность. На мой взгляд, это стечение обстоятельств вокруг моего героя. Да, он причинил много боли близким. Но это его история, а не природа таланта вообще. Я не думаю, что рядом с талантом опасно жить. Непросто. Совсем непросто. Но назовите мне женщину, которая уйдет от талантливого художника! Вы, женщины, как никто, умеете ценить талант. И героиня, Женя, любит моего героя. Что будет потом — будут ли вторая, третья Жени — это уже другой вопрос. Главное, что он любил ее искренне, а любое искреннее чувство не может быть аморальным. Оно может погубить рядом стоящих, но оно не аморально.