Своевольная послушница Юлия Рутберг
Благодаря дайджесту культуры «Рампа» саратовцы недавно смогли посмотреть одну из самых громких постановок сезона — «Играем Стриндберг-блюз». Главную женскую роль играла актриса Вахтанговского театра, кинозвезда Юлия Рутберг.
— Юля, войдя однажды в Вахтанговский театр, Вы больше из него не ушли. Почему?
— Меня ничто не заставит уйти из моего театра, кроме нарушения причинно-следственных связей, которые были когда-то установлены самим Вахтанговым. Эти связи поддерживались очень талантливыми людьми, воспринимавшими учение Вахтангова не на уровне софистики или беллетристики, а на уровне жития на сцене. Если в моем театре что-то сломается, конечно, уйду. Я могу работать только там, где мне интересно, и с теми людьми, которых я люблю. Актрисы растут ролями.
Роль в «Стриндберг-блюзе» для меня достаточно неожиданна. Я безумно благодарна Михаилу Козакову за то, что он мне ее доверил. Он долго со мной бился, но в итоге мы стали сотворцами. Именно по этому спектаклю можно судить, насколько театр — дело коллективное. Я ведь вижу, как сейчас приобретает катастрофический масштаб самодостаточность актеров на сцене. Люди не партнерствуют. А в этом спектакле у нас взаимопонимание на уровне взгляда.
— Вы любите антрепризу? Она дает Вам возможность чуть-чуть расслабиться, посвоевольничать на сцене?
— Попадая к Козакову, например, о своеволии можно забыть. У него очень жесткая система координат. Козаков в этом смысле — ученик великих режиссеров. Он понимает, что лю-бым спектаклем должна править воля одного человека. Иначе каждый будет играть свое.
— Как Вы начинали в кино? Чего ждете от работы в кино?
— Начинала в «Пышке» у Гинзбурга. Я недавно пересматривала картину. Как же повезло тогда! С какими людьми меня познакомил этот фильм! Валерий Аркадьевич Гинзбург, оператор легендарного «Комиссара», — величайшая личность, человек, с которым мы дружили до самой его смерти. Валерий Аркадьевич оказал на меня огромное влияние. Это был настоящий российский интеллигент. Еще в «Пышке» я снималась с замечательными актерами: Мамукой Кикалейшвили, Леней Ермольником и покойным Колей Лавровым. А жду я от кино новых серьезных работ.