Вячеслав Шалевич отметит юбилей на сцене театра им. Вахтангова

Наталья Курова, РИА Новости от 27 мая 2009

Известному актеру театра и кино, народному артисту России Вячеславу Шалевичу в среду исполняется 75 лет. Как рассказал артист РИА Новости, отмечать свой юбилей он будет в родном театре имени Вахтангова, где ему разрешили в этот день сыграть премьерный спектакль Московского театра имени Рубена Симонова «Я желаю чужого желания, которое желает меня».

Шалевич является художественным руководителем этого театра и занят в этой постановке, которая является современным фарсом на эротическую тему Эндрюса. Более полувека Шалевич служит в театре имени Вахтангова. Сразу после окончания высшего театрального училища имени Щукина в 1958 году он был принят в вахтанговскую труппу, одну из лучших в Москве, где работает до сих пор.

«Я застал великий театр с великими артистами — недаром тогда Вахтанговский называли второй киностудией страны, — сказал Шалевич. — В театре тогда работали Астанков, Целиковская, Гриценко, Мансурова, Абрикосов, но всех не перечислишь».

Он отметил, что «старики» с большой благожелательностью и вниманием относились к молодым.

«Я помню, как Астанков один раз после спектакля подошел ко мне и сказал, что ему понравился монолог, и при этом пристально посмотрел мне в глаза. Я понял, что у меня получился только монолог и было о чем призадуматься», — вспоминает Шалевич.

«Другой раз, играя в одном спектакле с Рубеном Николаевичем Симоновым я осмелел и сделал паузу там, где она была не предусмотрена, и Рубен Николаевич растерявшись произнес совсем другую роль. После спектакля, мне сказали, чтобы я зашел в кабинет главного режиссера. На трясущихся ногах я явился перед нашим руководителем и готов был в головомойке. Но вдруг услышал: „Слава, вы так хорошо играли, что я забыл свой текст“. Вот такой была атмосфера в театре, где жили одной большой семьей, влюбленные в свой дом. Труппа вахтанговская — это было собрание ярких индивидуальностей», — добавил он.

По словам Шалевича, Вахтанговский театр всегда отличала особая атмосфера взаимопомощи, взаимообогащения, свобода, радость творчества. Особенно веселье, придумки, импровизации были на репетициях. В этом и стояла особенность Вахтанговского театра и его школы.

«Самое главное и самое интересное в театре — это индивидуальность. Такие артисты могут держать паузу так, что это молчание очень значительно, и говорить так о многом, что в зале царит мертвая тишина. Но это дозволено очень немногим — ярким индивидуальностям, истинным талантам», — сказал Шалевич.

Что касается приоритетов артистов или в жанрах, или в амплуа, то, по его словам, он любит свою профессию во всем ее многообразии — от трагедии до комедии, но отмечает, что особенно интересно ему работать над характерными ролями. В театре Шалевич выступал в разных ипостасях — играл в классике, очень много в современных пьесах Арбузова, Погодина, Бабеля, Цветаевой. Он был участником таких спектаклей, как «Принцесса Турандот», «Конармия», «Миллионерша», «Леший», «Без вины виноватые», «Три возраста Казановы» и других.

Сегодня Шалевич занят в Вахтанговском театре в трех спектаклях: «Чайка», «Без вины виноватые», «Сирано де Бержерак». Помимо Вахтанговского театра, с 1998 года Шалевич является художественным руководителем Московского драматического театра имени Рубена Симонова. Конечно, совмещать это сложно, и как сказал Шалевич, тем более, что должность художественного руководителя — это ответственность за весь коллектив, который носит имя «Учителя». Собственно, ради этого имени он и согласился принять это предложение.

«У нас небольшой репертуарный театр, где идет 14 названий, — сказал Шалевич. — На афише имена — Островский, Пушкин, Цветаева, Замятин, Поляков, Зощенко. В труппе 32 человека».

Что касается режиссуры, то, как сказал Шалевич, сам он ставит мало, поскольку считает себя дилетантом в этом профессии. А главную цель театра имени Симонова формулирует так: «Нести людям радость». По словам Шалевича, вторая его любовь после театра — это кинематограф. И зрители знают и помнят его по таким фильмам, как «Красная площадь», «Мастер и Маргарита», «Американский дедушка», «Иркутская история» «Капитанская дочка», «Хоккеисты».

«Я люблю сниматься, — сказал Шалевич. — И здесь меня больше всего привлекает работа с крупными режиссерами, которые, порой, предлагают мне роли, на первый взгляд, совсем не мои, угадывая какие-то новые грани во мне. Очень дорога мне встреча с Татьяной Лиозновой, у которой я снялся в двух картинах: „Три тополя на Плющихе“ и „Семнадцать мгновений весны“. Я долго не соглашался играть в „Трех тополях“, но Лиознова убедила меня, сказав, что ничего подобного я еще не делал и мне будет интересно. Она сумела увидеть и вытащить из меня то, что мне было самому неизвестно».

Прожита большая жизнь в искусстве. На вопрос, как оценивает ее сам актер, Шалевич сказал: «Я никак не оцениваю — это дело зрителей и критики. Я вообще отношусь к этому с юмором. Однажды, будучи на съемках в другом городе, ко мне подошла женщина и сказала, что я ее любимый артист, но она думала, что я давно уже умер. Так что самое главное состоит в том, что я жив и что я до сих пор востребован».