75 лет Вячеславу Шалевичу
27 мая 2009 года народный артист России Вячеслав Шалевич отмечает день рождения. Ему исполняется 75 лет. Список его кино- и театральных ролей огромен. «Капитанская дочка», «Хоккеисты», «Три тополя на Плющихе», «Виринея», «Лекарство против страха» — эти и многие другие работы в кино принесли Вячеславу Анатольевичу известность и зрительскую любовь. Сразу после окончания в 1958 году Щукинского училища он поступил в труппу Театра имени Вахтангова, где служит и сегодня. Кроме того, он руководит Московским драматическим театром имени Рубена Симонова. Символично, что оба театра находятся на Арбате, где Вячеслав Анатольевич родился и вырос.
В день рождения Вячеслава Шалевича телеканал «Культура» показывает телеверсию спектакля «Идиот», в котором он сыграл Рогожина. Смотрите 27 мая в 12:30. В 19:50 мы показываем программу «Эпизоды», в которой актер рассказывает о своей работе в театре и кино, о первой роли — в «Капитанской дочке». Он вспоминает работу с Татьяной Лиозновой и говорит о важности взаимодействия с партнерами в кадре.
«С „Мосфильмом“ связана огромная часть жизни, — рассказывает Шалевич. — Я помню, как меня утверждали на „Капитанскую дочку“. Боже мой! Сколько репетиций! Само утверждение на роль, это был такой праздник. Я понимаю, что я был молод и это моя первая роль. Меня утвердили, да еще с такими артистами, как Лукьянов, Стриженов — тогда уже популярнейший артист. Сколько волнений, репетиций, сколько раздумий у режиссеров: брать этого молодого или не брать. Что с ним делать? Утверждение на роль на „Мосфильме“ — это огромное событие».
Вячеслав Анатольевич с иронией вспоминает, как после успеха «Капитанской дочки» заболел «звездной болезнью». «Классика, Пушкин, замечательный сценарий, — говорит он. — Потом меня начали приглашать в картины нашего социалистического уклада. Я зазнался и сказал: „Что вы, я это не буду играть!“. Меня уговаривали, приводили в комитет, заставляли, а я упрямый, решил дожидаться своей роли. В течение двух лет меня перестали брать. Смотрю, картины проходят мимо меня, никто мной уже не интересуется. Я вынужден был согласиться на некоторые роли, может быть, в средних сценариях, но что было делать. Я уже был артистом Вахтанговского театра и мне надо было сниматься. Потом были удивительные роли, такие, как „Хоккеисты“. Это был спортивный шлягер по замечательному сценарию Трифонова, и роль была потрясающая. Настоящие работы — это, конечно, „Три тополя на Плющихе“ и „Семнадцать мгновений весны“, где был кинематограф, озаренный Татьяной Михайловной Лиозновой. Это был другой кинематограф».
В «Эпизодах» Шалевич вспоминает свое детство, как он рос на Арбате, как видел там Сталина. Актер рассказывает, как ему удается совмещать служение двум театрам. Вспоминает, как пришел в Театр имени Вахтангова, как работал с Рубеном Симоновым и другими великими вахтанговцами.
Вячеслав Шалевич: «Когда я пришел в театр, застал еще огромную плеяду великих артистов во главе с Рубеном Николаевичем Симоновым, который явился моим крестным отцом в театре. Он — легендарная личность, огромный артист и великий режиссер, 32 года руководивший театром. В страшные периоды провел театр через все препоны. Раньше приходили комиссии, которые принимали спектакли: говорили, нужно это народу или не нужно народу. „Конармию“, которую мы написали с товарищами (по мотивам рассказов Бабеля и стихов Маяковского, — прим. ред.), четыре месяца закрывали. Говорили: „Нельзя показывать такое“. После четырех месяцев один капитан первого ранга из политуправления сказал: „Если этот спектакль закрыть, это значит закрыть советскую власть“. Все перепугались и спектакль открыли. Как у нас всегда поворачивается, через год Рубену Николаевичу за этот спектакль дали Ленинскую премию».