Тайная любовь молодого Штирлица (интервью Элеоноры Шашковой)
Жены полковника Исаева играют в жизни знаменитого разведчика роль незаметную, но крайне важную. Не зря семиминутную сцену встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» признают чуть ли не лучшей в сериале Лиозновой. В телефильме Сергея Урсуляка «Исаев» возлюбленную главного героя играет выпускница Щукинского училища, актриса Театра им. Моссовета Вера Строкова. Станет ли для нее роль Сашеньки такой же основополагающей, как для ее предшественницы Элеоноры Шашковой, узнаем через год. А пока обозреватель «Недели» Анна Федина расспросила «жену полковника Исаева» о том, как отразились на жизни «Семнадцать мгновений весны».
вопрос: Как вы попали в легендарный сериал?
ответ: За десять лет до «Семнадцати мгновений весны» мы с Людой Чурсиной, еще студентки второго курса Щукинского училища, решили заработать денег. Режиссер Луков пригласил нас в Ленинград на съемки фильма «Две жизни», и мы, конечно, согласились, потому что нам оплатили дорогу, проживание, бесплатно кормили, а еще дали 1200 рублей зарплаты, при том что стипендия у нас была 240. Там я впервые встретила Вячеслава Тихонова, он играл белого офицера. Увидев его, я выдохнула: «Ах!» Людочка Чурсина спросила: «Ты что, влюбилась?» — «Нет, но уж очень он хорош». Он был жутко красив, хотя я не поклонница красивых мужчин. Глаза у него были такие, что оторваться просто невозможно. Даже несмотря на то, что снимался черно-белый фильм и на лицо Тихонову направляли синюю подсветку.
Вторым режиссером у Лукова был Зиновий Гензер, и именно он, а вовсе не Вячеслав Васильевич, как часто говорят, спустя десять лет позвал меня в «Семнадцать мгновений весны». Татьяне Михайловне Лиозновой нужна была не очень известная актриса, с большими глазами, славянской внешностью. В общем, я подошла. в: Тихонов вас вспомнил, когда вы встретились на съемках сериала? о: А он меня на «Двух жизнях» даже не заметил. Я ведь тогда снималась в массовке. Так что по-настоящему мы познакомились на съемках сериала и потом периодически общались. Он даже называл меня «любимой женой» (смеется).
Однажды Тихонов с маленькой дочкой пришел к нам в театр на «Принцессу Турандот», где я играла рабыню. В антракте я к нему вышла, а он стоит ошарашенный: «Какие у вас бабы, обалдеть!» А девки были действительно роскошные: Петерсон, Добронравова, Вертинская, Малявина, ну и я.
в: Как повлияли на вашу жизнь «Семнадцать мгновений весны»?
о: Первым впечатлением после выхода фильма было разочарование. Я ужасно расстроилась, что меня никто не узнавал. Мне же тогда было 32, выглядела я даже моложе своих лет, а в сериале меня состарили лет на десять-пятнадцать. И волосы обрезали. Я пришла на пробы, а Татьяна Михайловна Лиознова спросила: «Пострижемся?» — «Да». — «Еще не знаешь, что надо будет играть, а уже соглашаешься волосы обрезать». — «За вас в огонь и в воду», — ответила я и пошла стричься. На следующий день у нас уже были съемки.
в: Вы видели сценарий?
о: Нет, я очень просила Лиознову дать мне сценарий, чтобы ночью почитать, подумать, подготовиться, а она сказала: «Ни о чем не думай, просто приходи». Я пришла и стала выполнять ее команды. У Вячеслава Васильевича в этот день был первый за полгода выходной, но играть без партнера у меня не получалось. Я капризничала, мне хотелось видеть глаза «мужа». И вдруг на площадке появился Тихонов, ему стало любопытно, как же выглядит его «жена», и он приехал. Он сел возле камеры, я все сыграла, а на следующий день должны были снимать Вячеслава Васильевича, но он сказал, что без меня у него ничего не получится. Пришлось посылать за мной машину. Полюбить «жену» можно только глядя ей в глаза.
в: Так когда же вы почувствовали, что в «Семнадцати мгновениях весны» вы сыграли, возможно, самую заметную роль в своей жизни?
о: Меня начали узнавать на улицах, когда мне стукнуло 40 и я стала похожа на свою героиню. И узнают до сих пор. Конечно, «клеймо» «жена Штирлица» приклеилось ко мне намертво. Сколько бы я ни снималась, сколько бы ни играла в театре Вахтангова, я все равно остаюсь «женой Штирлица». Только однажды 13-летний мальчик, увидев меня в Ялте, воскликнул: «Это же жена полковника Исаева!» И был абсолютно прав. Конечно, я в фильме играю не жену Штирлица, а жену Исаева, но кличка есть кличка. А еще меня недавно поздравила с днем рождения Служба внешней разведки, даже орден дали, сказали, что я — образец жены разведчика.
в: А в карьере роль жены Штирлица вам помогла?
о: Меня стали приглашать на такие же молчаливые роли, от которых я отказывалась, потому что не хотела повторяться. Но однажды меня позвали сниматься в фильм «Дневник Карлоса Эспинолы». Там тоже была роль женщины, молча переживающей свои проблемы. Я пришла на пробы и влюбилась в режиссера. Валентин Селиванов сначала расширил мою роль, вместо воспитательницы я сыграла учительницу, а потом стал моим вторым мужем.
в: Вы пересматриваете сериал Лиозновой?
о: Я его очень люблю, но на себя на экране смотреть сложно. Первый раз, когда сериал показали по телевизору, у меня возникло впечатление, что в кафе «Элефант» вошла какая-то чужая тетка. Ну да, глаза выразительные… Но в общем-то я не скоро привыкла смотреть картину отстраненно. У нас даже ссора с Татьяной Михайловной вышла. Я после «Семнадцати мгновений» снималась на «Мосфильме» в какой-то другой картине, а она меня увидела и потащила в просмотровую: «Сейчас я тебе покажу тот эпизод. Замечательно получилось». А это был еще рабочий вариант, без музыки: я вхожу, сажусь — мои глаза, его глаза, мои глаза, его глаза… Но на свою игру я даже внимания не обратила, зато заметила: чашку взяла не так, волосы торчат. «Какой кошмар!» — воскликнула я, естественно, думая о том, как я выгляжу на экране. А Лиознова решила, что это я об эпизоде, и обиделась.