Елена Сотникова: Любить — трудно

Александр Коган, Московская правда от 16 марта 2007

Елена СОТНИКОВА — одна из самых интересных, самых ярких актрис театра им. Евгения Вахтангова. Лена — в числе любимых актрис Петра Наумовича Фоменко, который занимал ее во всех своих спектаклях, поставленных на вахтанговской сцене. Неудивительно, что, когда в театр принесли пьесу Теренса Рэттигана «Глубокое синее море», вопрос об исполнительнице главной роли не стоял. Все как-то сразу поняли: героиню должна играть Лена Сотникова.

— Лена, у вас бывают моменты, когда вам не хочется идти в театр?

— Бывают. Но у меня такие моменты, славу Богу, очень редки. В основном, когда я переступаю порог нашего многоуважаемого Седьмого подъезда (служебный вход театра им. Евгения Вахтангова. — Прим. Авт.), всякое дурное настроение, неурядицы всякие мелкие — все это куда-то исчезает, испаряется, улетучивается.

— А что — остается?

— Остается удовольствие, радость. Вы ведь радуетесь, возвращаясь к себе домой?

— Вы всерьез считаете, что театр — дом?

— Для меня лично театр Вахтангова — дом. И был домом, и остается. По-моему, для любого актера, работающего в репертуарном театре, считать театр своим домом — вещь самая естественная. Не знаю, чему вы удивляетесь.

— Почему же тогда многие называют репертуарный театр «террариумом единомышленников»?

— Эта фраза, безусловно, не лишена остроумия. И, как всякая яркая, хлесткая фраза, она пользуется успехом, ее частенько — к месту и не к месту — вспоминают. В основном, люди, не имеющие ни малейшего представления о том, что такое театр.

— Вы хотите сказать, что театральные коллективы — самые коллективные коллективы в мире? А как же история с Евгением Симоновым, который, потеряв пост главного режиссера вашего театра, вдруг обнаружил, что люди, еще вчера вымаливающие чуть ли не на коленях у него «рольку», на следующий день его в упор не увидели?

— Я всегда считала Евгения Рубеновича своим учителем. После того, как это случилось, я отношение к нему не изменила и с ним отношений не разрывала. То, что кто-то поступил иначе, — это упрек не ко мне и говорить на эту тему, если честно, мне не хочется.

— Тогда давайте поговорим о последней премьере вашего театра, в которой вы после нескольких характерных ролей играете роль трагическую. Лена, скажите, «Глубокое синее море» — это спектакль о любви? Или о ее невозможности?

— Это спектакль о том, как трудно любить. И о том, насколько по-разному понимают слово «любовь» мужчина и женщина. Женщины более романтичны и более чувственно и страстно переживают любовные романы, мужчинам же кажется, что, если они рядом с женщиной, этого уже достаточно для того, чтобы женщина знала, что она любима. Но нам так хочется праздника и сюрпризов.

— Лена, я знаю, у вас недавно вышла книга стихов. Прочитайте что-нибудь, пожалуйста.

— Осталось два дня, а может быть, день
До твоего приезда.
Я все это время бродила, как тень,
Не находя себе места.
Сама сочиняла заботы, дела,
И в этой игре монотонной
Я вдруг оживлялась и вздрагивала
На каждый звонок телефонный.
И все вспоминала наш дождь на Тверском
И странные взгляды прохожих,
Приветствие дня итальянским вином
И чувственный шепот «я тоже»?
Такси, рестораны, спектакли, музей?
И Фанни Ардан в роли Каллас,
Как были одни на планете всей
— Иль это нам только казалось?
Остался лишь день, а может, два дня
До твоего возвращенья?
Я целых полжизни жила без тебя,
А тут — не хватает терпенья!