Стихия красоты

Алиса Никольская, Театральная касса от 4 октября 2010

Она похожа на звенящий горный поток. Летит, разбрызгивая во все стороны солнечные капли, врывается в пространство и полностью заполняет его собой. Ею невозможно не любоваться — легкая, сверкающая, звонкая, с лукавыми глазами лесной дивы и хулиганской улыбкой. Ее выделяешь в толпе взглядом и сразу думаешь: прирожденная актриса. Живая, подвижная, неспокойная, все время пребывающая в поиске и оттого не дающая отдохнуть ни себе, ни окружающим, молодая актриса Александра Стрельцина, способна повлиять на все, с чем соприкасается. И в этом — волшебная составляющая ее профессии. Ведь актер должен быть немного кудесником.

К актерству Александра пришла не сразу. Жизненное любопытство привело ее в Московский институт стали и сплавов, где она около года осваивала профессию металлурга. А потом вдруг оставила это занятие и отправилась поступать «на актрису». Поступила в Щукинское училище и до сих пор считает, что это лучший творческий вуз всех времен и народов. Небезосновательно, надо сказать — такое количество ярких, красивых, разносторонне одаренных молодых актеров выпускает только «Щука». Когда Александра училась на выпускном курсе, в Щукинском училище материализовался режиссер Николай Рощин. Он выпустил со студентами спектакль под названием «Когда всему конец» — взял традиционный жанр класс-концерта и стилизовал его под французское кабаре времен Парижской коммуны. Сложный до невыносимости способ существования, предложенный Рощиным, приняли не все. В числе тех, кому было интересно работать в такой стилистике, была Александра Стрельцина. И Рощин пригласил ее вместе с однокурсником поработать в его команде. Этого Александре на тот момент казалось вполне достаточным.

Но судьба распорядилась так, что молодую актрису взяли и в труппу Театра Вахтангова. На сегодняшний день Стрельцина работает в двух коллективах. Что помогает решать непростые творческие задачи и соотносить приобретенные умения.  Еще в институте Александре доставались либо откровенно характерные роли — старухи, тетки, служанки, либо персонажи с душераздирающей, слезоточивой судьбой, где можно было всласть «пострадать». Несмотря на эффектную внешность, Александра не видит себя в ролях героинь. Да и особенного интереса они для нее не представляют. Хотя, глядя на нее, очень хочется вообразить, как будет смотреться на ней роскошный бальный наряд, а в глазах отразится сверкание бриллиантов?

Поиграть в «героиню» Александре довелось в одном из лучших — и самом любимом на сегодняшний день — спектаклей Николая Рощина «Лилла Венеда» по пьесе «польского Шекспира» Юлиуша Словацкого. Колдовская, волшебная, но при этом очень сегодняшняя история войны между Лехами и друидами рассказывает о том, какими жестокими мы можем быть по отношению друг к другу, и как непоправимо это может обернуться. Стрельцина сыграла здесь Гвинону, жену короля Леха, влюбившуюся в плененного мужем короля Друида и не простившую мужского пренебрежения. Страсть, боль, любовь, сокрушительная женственность и металлическая стойкость — так выглядела королева Гвинона. Хочется верить, что в недалеком будущем «Лилла Венеда» вернется на столичную афишу — право, спектакль стоит того, чтобы жить дальше.

А вот характерные данные молодой актрисы успешно использует Вахтанговский театр. К примеру, в популярной у публики комедии «Мадемуазель Нитуш» Александра Стрельцина играет чернокожую прислужницу пансионата Урсулу. Актриса считает, что основная радость для нее от участия в этом спектакле — возможность работать вместе с Марией Ароновой, у которой есть чему поучиться. А в недавней премьере «Всюду деньги, деньги, деньги» Александре досталась возрастная роль — Настасья Панкратьевна, супруга тирана Тит Титыча Брускова и матушка великовозрастного чудака Андрюши. Хрупкая, шустрая дама в блестящем пенсне, не выпускающая из рук кружевной платочек, поначалу кажется чрезвычайно озабоченной той чередой неурядиц, что приходится переживать. Однако горе тому, кто решит, что эта женщина беззащитна, и ее легко запугать: она убьет за домашних, не задумываясь! Тихая заботливая жена и мать мгновенно может оборотиться темпераментной фурией, и тогда держись, плуты и обманщики! Живой, динамичный спектакль хотя и кажется старомодным по смыслу, позволяет всем участникам проявить себя.

Что немаловажно: артист должен быть заметным. Хотя переживать «незаметность» Александре Стрельциной, думается, не приходилось. И поэтому бывает откровенно обидно, что ее занятость в театре не так велика. С другой стороны, ее дарование — из тех, что требует индивидуального подхода. А значит, своего режиссера, своего материала. Тем более что желания работать молодой актрисе не занимать. И хочется верить, что ее мечта играть в больших, красивых спектаклях обязательно воплотится в реальность. Александру Стрельцину можно увидеть в спектаклях Театра Вахтангова «Всюду деньги, деньги, деньги?», «Мадемуазель Нитуш», «Али-Баба и сорок разбойников», а также в спектаклях творческой группы «А. Р. Т. О»