Максим Суханов нарушает правила

Денис Белоусов, Tata.ru от 12 декабря 2008

Максим Суханов — один из немногих актеров, кого, кажется, любят все: театральная публика, киноманы, режиссеры, критики. В театре без него не обходится практически ни один спектакль Владимира Мирзоева. Список киноролей огромный. Среди самых известных — «Страна глухих», «Женщин обижать не рекомендуется», «24 часа», «Богиня: как я полюбила». Об умении выстраивать отношения и с публикой, и с коллегами Максим Суханов рассказал корреспонденту Tata.ru.

— Максим, актер должен ждать, пока его позовет режиссер, или проявлять инициативу сам?

— По-моему, все зависит от человека. Каждый по-своему устанавливает контакты с людьми и выстраивает отношения с миром. И понимает: сейчас нужно предложить себя, а сейчас стоит подождать. Конечно, любому хочется получить универсальный совет, но так не бывает. Мир и люди все время меняются. По-моему, главное — не лениться. И как можно быстрее избавиться от стереотипов во взаимоотношениях с людьми. У нас и так их очень много: мы ездим по левой стороне, следим за указателями и вывесками. Тут без стереотипов не обойтись, но там, где это возможно, лучше о них забыть.

— Интересно, вы правила дорожного движения нарушаете?

— При необходимости.

— А если милиционер остановил машину, а за рулем — вы?

— Иногда меня узнают. Останавливают. А потом говорят: «Ой, вы актер, да? Ну, давайте мы вас на угон проверим».

— Сумеете починить машину, если сломается?

— Раньше всегда чинил, и если машина ломается, всегда знаю, что в ней поменять. Но сам этого не делаю — слишком много у меня других занятий.

— Как вы выбираете людей, с которыми работаете?

— Интуитивно.

— Вам не кажется, что в профессии актера есть что-то женское?

— Думаю, что в характере актера должно быть что-то детское. Ведь его профессия — играть, а это предполагает такую истинность проживания придуманных событий, которую может позволить себе только ребенок. Подсознательно он всегда готов за секунду переключиться, перейти от состояния полного, глобального счастья к неимоверному несчастью. Никто не упрекнет его за это, ведь ребенок искренне верит и в свое счастье, и в свое горе, просто у него очень подвижная психика. Актер на сцене должен стремиться к такой же искренности.

— Но ведь каждый актер, как женщина, стремится понравиться режиссеру и зрителям?

— Да, желание нравиться важное качество нашей профессии. Но каждый актер решает, как ему вести себя в жизни, в зависимости от своего ума и таланта. Желание понравиться не должно становиться самоцелью.

— Чтобы поддерживать профессиональную форму, балерины каждое утро занимаются у станка, вокалисты распеваются. Что нужно делать актеру?

— Актер должен быть здоровым человеком, не растрачивать себя в суете по пустякам.

— Но кто определит эту границу, отделив важные вещи от пустяков?

— Каждый должен это сделать сам. Думаю, что актеру нужно совершать как можно меньше компромиссов. Прислушиваться к себе: что полезно для его организма, а чему организм сопротивляется. И поступать исходя из этого: соглашаться играть в театре или сниматься в кино, работать с кем-то вместе или идти своей дорогой. Хотя актеру сделать это труднее всего в силу инфантильности нашей профессии. У каждого есть кумиры или образцы для подражания, каждый слушает то, что о нем говорят. Придумывает какой-то образ, не имеющий отношения к его собственному «я» и стремиться стать на него похожим. От этого возникают «ножницы»: трагическое несоответствие между человеком и персонажем, в которого он хочет себя превратить. По-моему, очень важное качество актерской профессии — адекватное отношение к себе самому.

— Вы выросли в центре Москвы?

— Да, гулял там в детстве и отрочестве. Правда, ничего экстраординарного со мной не происходило.

— Может, пора перебраться в центр? Почему вы живете за городом?

— Не знаю, я и в центре могу жить. За городом просто хороший воздух. И потом, это уже почти Москва.

— У вас открытый дом?

— Не могу сказать, что он открытый. У нас вообще не бывает посторонних.

— Почему?

— Никогда об этом не задумывался.

— А правда, что вы встаете рано утром, хотя ложитесь спать поздно?

— Да, я просто быстро высыпаюсь. Если бы не высыпался, то побольше бы спал.

— Что вы обычно делаете по утрам?

— Читаю, работаю.

— Как вам удается совмещать актерскую профессию и бизнес?

— Главное, не смешивать диаметрально противоположные вещи. Конечно, можно исполнять на сцене песню и параллельно что-то есть, но в результате не получишь удовольствия ни от одного занятия, ни от другого. Я считаю, что нужно уметь абстрагироваться: входя в одно пространство, не вносить в него атмосферу из другого. Находясь на одной территории, не думать о другой. И ни в коем случае их не смешивать. Тот же принцип я сохраняю и в общении с людьми.