Максим Суханов: «Нужно служить не чему-то, а самому себе»
— Максим, в спектакле «Дон Жуан и Сганарель» Вахтанговского театра вы импровизируете и поете джаз. Вы написали музыку для нескольких своих спектаклей. А недавно я видела передачу, где вы тоже пели джаз. Давно им увлекаетесь? А когда впервые запели?
— Наверное, классе в пятом… И потом все время пел джаз и рок-музыку.
— Сочиняя музыку, вы подбираете мелодии на пианино? Или сразу можете записать ноты?
— У меня дома стоит пианино, но я могу сразу ноты записать. Только занимаюсь этим все реже и реже. Не хватает времени.
— Вы учились в музыкальной школе?
— Учился в музыкальной школе, со мной занималась бабушка, и педагоги домой приходили.
— Бабушка хотела, чтобы вы стали музыкантом?
— Нет, она просто хотела, чтобы я играл на фортепиано. Владел музыкальным инструментом для собственного удовольствия.
— Обычно дети сопротивляются, если их заставляют заниматься музыкой. Я то сопротивлялся, то нет.
— Вы когда-нибудь пели вместе с бабушкой? Да. Пел дома романсы.
— А кто аккомпанировал?
— Либо она, либо я… Это же не каждую неделю происходило, а так, от случая к случаю.
— Правда ли, что ваша бабушка была актрисой у Мейерхольда?
— Да, она у него училась. И, как все студенты театрального училища, играла в массовках. А потом театр закрыли.
— Она рассказывала вам о Мейерхольде?
— Она и сейчас рассказывает. Когда я был маленький, бабушка показывала мне фотографии спектаклей, знакомила с актерами, которые с ним работали. Она все время сними встречалась… Мой дедушка тоже работал у Мейерхольда. Он играл Репетилова в «Горе от ума» и много других ролей.
— Чем он занимался, когда театр закрыли?
— Он погиб в сентябре 1941 года на фронте. Бабушка осталась одна с двумя детьми и больше замуж не выходила. Ей было трудно одной.
— Она работала в театре?
— Нет, как и многие актеры Мейерхольда. Например, Ольга Владимировна Шульгина, которая во втором составе «Дамы с камелиями» играла ту же роль, что и Зинаида Райх, потом всю жизнь проработала на «Мосфильме» ассистентом режиссера.
— Вы можете сравнить с Мейерхольдом кого-нибудь из современных режиссеров? Например, Владимира Мирзоева?
— Я бы вообще не сравнивал: чем талантливее человек, тем труднее это сделать. С кем сравнивать Мейерхольда? Или Вахтангова? Или Гоголя? Талантливый человек — самодостаточная структура. Как ядерный взрыв.
— Большинство театральных ролей вы сыграли у Мирзоева. Почему вы работаете именно с ним?
— Работа с ним помогает мне реализовать свое творческое «я». Владимир- очень талантливый человек. Чем дольше мы с ним работаем, тем больше возрастает взаимный интерес.
— Раньше хорошие спектакли не нуждались в рекламе. Сейчас в большинстве театров есть пиар-служба, занятие рекламой стало профессией. Вы считаете, что театр в этом нуждается?
— Сегодня на человека обрушивается настолько мощный поток информации, что без специальной подачи невозможно никого пригласить даже на самое интересное событие. Наверное, тем, кто специально ждет каких-то спектаклей, концертов или выставок, достаточно просмотреть афишу. Но большинство людей целыми днями работает и думает совсем о другом. Чтобы выхватить их из этого потока, до них нужно достучаться. Чтобы это сделать, нужна правильная реклама и пиар того или иного события. Это задача креативного коллектива.
— Актер должен ждать, пока его позовут, или проявлять инициативу сам?
— Я не могу давать рекомендации. Что я должен сказать? Все актеры должны ходить и себя предлагать? Или наоборот: все актеры должны сидеть и ждать, когда их позовут режиссеры?
— Глупо как-то. Все зависит от человека. Каждый по-своему устанавливает контакты с людьми, выстраивает отношения с миром… И понимает: сейчас нужно предложить себя, а сейчас — стоит подождать. Конечно, хочется получить точный рецепт и следовать ему всегда. Но так не бывает. Универсальных советов не бывает. Мир и люди все время меняются. Все зависит от смены ритмов, от смены коммуникаций с людьми. Главное — не лениться. И как можно быстрее избавляться от стереотипов во взаимоотношениях с людьми. У нас и так очень много стереотипов: мы ездим полевой стороне, у нас есть светофор, дорожные указатели и вывески. Тут мы не можем избавиться от стереотипов, но нужно забыть о них на той территории, где можно без них обойтись.
— Вы когда-нибудь нарушаете правила дорожного движения?
— При необходимости.
— Милиционеры узнают вас, когда останавливают вашу машину?
— Иногда узнают. Останавливают, а потом говорят: «Ой, вы актер, да? Ну, давайте мы вас на угон проверим».
— Сможете починить машину, если она сломается?
— Раньше я сам чинил машину. Если она сломается, знаю, что в ней нужно поменять. Но потом перестал это делать — слишком много других занятий. Хотя, когда что-то происходит, я понимаю причины.
— Вам приятно делать что-нибудь своими руками?
— Я могу что-то сделать, но не получаю от этого никакого удовольствия.
— Как вы выбираете людей, с которыми работаете? Интуитивно.
— Вы доверяете только своей интуиции?
— Не только. Помимо чувственного восприятия, необходимы расчет и здравый смысл.
— Существует ли у вас какая-то система ценностей? Какое место занимает в ней работа?
— Если не говорить о здоровье, я бы вообще не выделял, что главное, а что нет. Думаю, что нельзя выстраивать систему ценностей. Это опасно.
— Почему?
— Любая попытка выстроить иерархию — заведомое стремление сделать что-то в жизни главным. Чему-то безоговорочно служить, зависеть от чего-то. Этого делать нельзя. В жизни все должно быть гармонично и уравновешено. Нужно служить не чему-то, а самому себе. Прислушиваться к своим желаниям, делать то, что тебе интересно. Нужно проявлять к себе любовь и внимание — не эгоцентрическое, а исследовательское, познавательное. Понимая себя, человек начинает лучше понимать других, становится более отзывчивым.
— Но ведь нужно не только себя изучать, но и деньги зарабатывать?
— Конечно, надо. Но зарабатывать их можно по-разному.
— У вас всегда очень много дел. Вы записываете то, что вам нужно сделать или все запоминаете?
— Я очень много помню, но если информации слишком много, я что-то записываю.
— В деловой ежедневник? Или ведете дневник?
— Нет, я дневников вообще никогда не вел и вряд ли буду. Зачем их вести?
— А если забудете что-то важное?
— Я еще ни разу не забывал ничего серьезного. И потом, я могу сделать маленькую пометку в мобильном телефоне. Этого достаточно.
— Говорят, что вы можете читать одновременно несколько книг. Когда у меня была возможность читать больше, я мог, не откладывая одной книги, начинать читать другую. Сейчас просто не успеваю. У меня появляется время, если я куда-то уезжаю.
— Вам нравится путешествовать?
— Обычно моя жена Этери все берет на себя. Если бы не она, я бы вообще не путешествовал. Она подготавливает, а потом говорит: «Пора ехать».
— Во время путешествий все обычно читают детективы. Что вы читаете, когда живете в Москве?
— Драматургию, психологическую литературу, философию.
— Какой философ вас больше всего интересует?
— Ницше. Он меня интересует как философ и персонаж, одновременно очень прагматичный и очень чувственный, эмоциональный, склонный к романтике.
— Философия Ницше как-то соотносится с современной жизнью?
— Не знаю. Это отдельный, долгий разговор… Думаю, что в отдельных случаях его философию можно применить. Тут все зависит от позиции человека, о психофизики. Хотя слепо следовать любому философскому учению или делать кого-нибудь кумире это неправильно. А интересоваться — любопытно.
— А следовать какому-то религиозному учению?
— Думаю, что ничему нельзя следовать слепо. Все зависит от человека. Кому-то достаточно прислушиваться к себе, исследовать себя самого. Кому-то интересно присоединяться к сектам, обществам, партиям. Не думаю, что мне это необходимо.
— Вы считаете, что человек — хозяин своей судьбы?
— От человека очень многое зависит.
— Вам важно, как вы выглядите?
— В каком смысле?
— Как вы выбираете одежду? Любите ли вы ее покупать?
— Обычно одежду покупает Этери. Она знает, что мне нравится.
— А вы в магазины ходите?
— Редко. Я вообще магазины не очень люблю. Обычно днем я туда вообще не захожу. Ночью гораздо интереснее. Заходишь в магазин, который работает круглые сутки, и ощущение, как будто только что закончился какой-то странный праздник. В магазине пусто, покупателей нет, сидят наполовину спящие продавцы, кругом разбросан изюм, откуда-то вдруг выскакивает грузчик или уборщица с полотером… Ночью люди всегда в каком-то странном состоянии.
— Какое кино вы любите?
— Талантливое. Фильмы разных жанров, снятые в разных странах.
— Вы выросли в центре Москвы?
— Да. Гулял там в детстве и отрочестве. Правда, ничего экстраординарного со мной не происходило. Помню, что все было очень хорошо.
— Почему вы сейчас живете не в центре, а за городом?
— Там хороший воздух… Не знаю, я и в центре могу жить.
— Ваш дом далеко от Москвы?
— Да нет, это уже почти Москва. В Европе люди из пригородов начали перебираться обратно в города. И покупают дома в центре. Может, это и правильно. Я всегда пытаюсь абстрагироваться от массового сознания. Мне все равно, кто куда перебирается. Главное, чтобы было хорошо там, где живешь. Мне очень хорошо.
— Правда ли, что вы обычно ложитесь поздно и встаете в восемь утра? Вы всегда так мало спали?
— Я быстро высыпаюсь. Если бы не высыпался, то спал бы побольше.
— Когда вы встаете, в доме обычно все спят?
— Нет, почему? Этери может еще раньше встать. А иногда она спит.
— Чем она сейчас занимается?
— Пишет роман. Написала один сценарий, второй, а сейчас пишет роман.
— Все время сидит за компьютером?
— Не все время, но часто.
— А вы как относитесь к современной технике: компьютерам, ксероксам, факсам?
— Это часть деловой жизни. Техника ее немного облегчает.
— Что вы делаете утром?
— Гуляю с собакой, читаю, работаю.
— Какой породы у вас собака?
— Дворняжка.
— Вечерами она ждет, когда вы вернетесь домой?
— Не знаю, ждет, наверное.
— Собака у вас не злая?
— Она вообще как кошка. Мяукает, и зовут ее Мурка.
— Кто ее так назвал?
— Не помню, то ли Этери, то ли я. Нет, правда… она мяукает все время. На разные голоса: то тоненьким, высоким дискантом, то басом.
— А если играет музыка, она подпевает?
— Подпевает. И любит, когда Этери поет грузинские песни.