Максим Суханов: «Нужно служить не чему-то, а самому себе»

Ольга Романцова, Домой! от 26 мая 2006

— Максим, в спектакле «Дон Жуан и Сганарель» Вахтанговского театра вы импровизируете и поете джаз. Вы написали музыку для нескольких своих спектаклей. А недавно я видела передачу, где вы тоже пели джаз. Давно им увлекаетесь? А когда впервые запели?

— Наверное, классе в пятом… И потом все время пел джаз и рок-музыку.

— Сочиняя музыку, вы подбираете мелодии на пианино? Или сразу можете записать ноты?

— У меня дома стоит пианино, но я могу сразу ноты записать. Только занимаюсь этим все реже и реже. Не хватает времени.

— Вы учились в музыкальной школе?

— Учился в музыкальной школе, со мной занималась бабушка, и педагоги домой приходили.

— Бабушка хотела, чтобы вы стали музыкантом?

— Нет, она просто хотела, чтобы я играл на фортепиано. Владел музыкальным инструментом для собственного удовольствия.

— Обычно дети сопротивляются, если их заставляют заниматься музыкой. Я то сопротивлялся, то нет.

— Вы когда-нибудь пели вместе с бабушкой? Да. Пел дома романсы.

— А кто аккомпанировал?

— Либо она, либо я… Это же не каждую неделю происходило, а так, от случая к случаю.

— Правда ли, что ваша бабушка была актрисой у Мейерхольда?

— Да, она у него училась. И, как все студенты театрального училища, играла в массовках. А потом театр закрыли.

— Она рассказывала вам о Мейерхольде?

— Она и сейчас рассказывает. Когда я был маленький, бабушка показывала мне фотографии спектаклей, знакомила с актерами, которые с ним работали. Она все время сними встречалась… Мой дедушка тоже работал у Мейерхольда. Он играл Репетилова в «Горе от ума» и много других ролей.

— Чем он занимался, когда театр закрыли?

— Он погиб в сентябре 1941 года на фронте. Бабушка осталась одна с двумя детьми и больше замуж не выходила. Ей было трудно одной.

— Она работала в театре?

— Нет, как и многие актеры Мейерхольда. Например, Ольга Владимировна Шульгина, которая во втором составе «Дамы с камелиями» играла ту же роль, что и Зинаида Райх, потом всю жизнь проработала на «Мосфильме» ассистентом режиссера.

— Вы можете сравнить с Мейерхольдом кого-нибудь из современных режиссеров? Например, Владимира Мирзоева?

— Я бы вообще не сравнивал: чем талантливее человек, тем труднее это сделать. С кем сравнивать Мейерхольда? Или Вахтангова? Или Гоголя? Талантливый человек — самодостаточная структура. Как ядерный взрыв.

— Большинство театральных ролей вы сыграли у Мирзоева. Почему вы работаете именно с ним?

— Работа с ним помогает мне реализовать свое творческое «я». Владимир- очень талантливый человек. Чем дольше мы с ним работаем, тем больше возрастает взаимный интерес.

— Раньше хорошие спектакли не нуждались в рекламе. Сейчас в большинстве театров есть пиар-служба, занятие рекламой стало профессией. Вы считаете, что театр в этом нуждается?

— Сегодня на человека обрушивается настолько мощный поток информации, что без специальной подачи невозможно никого пригласить даже на самое интересное событие. Наверное, тем, кто специально ждет каких-то спектаклей, концертов или выставок, достаточно просмотреть афишу. Но большинство людей целыми днями работает и думает совсем о другом. Чтобы выхватить их из этого потока, до них нужно достучаться. Чтобы это сделать, нужна правильная реклама и пиар того или иного события. Это задача креативного коллектива.

— Актер должен ждать, пока его позовут, или проявлять инициативу сам?

— Я не могу давать рекомендации. Что я должен сказать? Все актеры должны ходить и себя предлагать? Или наоборот: все актеры должны сидеть и ждать, когда их позовут режиссеры?

— Глупо как-то. Все зависит от человека. Каждый по-своему устанавливает контакты с людьми, выстраивает отношения с миром… И понимает: сейчас нужно предложить себя, а сейчас — стоит подождать. Конечно, хочется получить точный рецепт и следовать ему всегда. Но так не бывает. Универсальных советов не бывает. Мир и люди все время меняются. Все зависит от смены ритмов, от смены коммуникаций с людьми. Главное — не лениться. И как можно быстрее избавляться от стереотипов во взаимоотношениях с людьми. У нас и так очень много стереотипов: мы ездим полевой стороне, у нас есть светофор, дорожные указатели и вывески. Тут мы не можем избавиться от стереотипов, но нужно забыть о них на той территории, где можно без них обойтись.

— Вы когда-нибудь нарушаете правила дорожного движения?

— При необходимости.

— Милиционеры узнают вас, когда останавливают вашу машину?

— Иногда узнают. Останавливают, а потом говорят: «Ой, вы актер, да? Ну, давайте мы вас на угон проверим».

— Сможете починить машину, если она сломается?

— Раньше я сам чинил машину. Если она сломается, знаю, что в ней нужно поменять. Но потом перестал это делать — слишком много других занятий. Хотя, когда что-то происходит, я понимаю причины.

— Вам приятно делать что-нибудь своими руками?

— Я могу что-то сделать, но не получаю от этого никакого удовольствия.

— Как вы выбираете людей, с которыми работаете? Интуитивно.

— Вы доверяете только своей интуиции?

— Не только. Помимо чувственного восприятия, необходимы расчет и здравый смысл.

— Существует ли у вас какая-то система ценностей? Какое место занимает в ней работа?

— Если не говорить о здоровье, я бы вообще не выделял, что главное, а что нет. Думаю, что нельзя выстраивать систему ценностей. Это опасно.

— Почему?

— Любая попытка выстроить иерархию — заведомое стремление сделать что-то в жизни главным. Чему-то безоговорочно служить, зависеть от чего-то. Этого делать нельзя. В жизни все должно быть гармонично и уравновешено. Нужно служить не чему-то, а самому себе. Прислушиваться к своим желаниям, делать то, что тебе интересно. Нужно проявлять к себе любовь и внимание — не эгоцентрическое, а исследовательское, познавательное. Понимая себя, человек начинает лучше понимать других, становится более отзывчивым.

— Но ведь нужно не только себя изучать, но и деньги зарабатывать?

— Конечно, надо. Но зарабатывать их можно по-разному.

— У вас всегда очень много дел. Вы записываете то, что вам нужно сделать или все запоминаете?

— Я очень много помню, но если информации слишком много, я что-то записываю.

— В деловой ежедневник? Или ведете дневник?

— Нет, я дневников вообще никогда не вел и вряд ли буду. Зачем их вести?

— А если забудете что-то важное?

— Я еще ни разу не забывал ничего серьезного. И потом, я могу сделать маленькую пометку в мобильном телефоне. Этого достаточно.

— Говорят, что вы можете читать одновременно несколько книг.  Когда у меня была возможность читать больше, я мог, не откладывая одной книги, начинать читать другую. Сейчас просто не успеваю. У меня появляется время, если я куда-то уезжаю.

— Вам нравится путешествовать?

— Обычно моя жена Этери все берет на себя. Если бы не она, я бы вообще не путешествовал. Она подготавливает, а потом говорит: «Пора ехать».

— Во время путешествий все обычно читают детективы. Что вы читаете, когда живете в Москве?

— Драматургию, психологическую литературу, философию.

— Какой философ вас больше всего интересует?

— Ницше. Он меня интересует как философ и персонаж, одновременно очень прагматичный и очень чувственный, эмоциональный, склонный к романтике.

— Философия Ницше как-то соотносится с современной жизнью?

— Не знаю. Это отдельный, долгий разговор… Думаю, что в отдельных случаях его философию можно применить. Тут все зависит от позиции человека, о психофизики. Хотя слепо следовать любому философскому учению или делать кого-нибудь кумире это неправильно. А интересоваться — любопытно.

— А следовать какому-то религиозному учению?

— Думаю, что ничему нельзя следовать слепо. Все зависит от человека. Кому-то достаточно прислушиваться к себе, исследовать себя самого. Кому-то интересно присоединяться к сектам, обществам, партиям. Не думаю, что мне это необходимо.

— Вы считаете, что человек — хозяин своей судьбы?

— От человека очень многое зависит.

— Вам важно, как вы выглядите?

— В каком смысле?

— Как вы выбираете одежду? Любите ли вы ее покупать?

— Обычно одежду покупает Этери. Она знает, что мне нравится.

— А вы в магазины ходите?

— Редко. Я вообще магазины не очень люблю. Обычно днем я туда вообще не захожу. Ночью гораздо интереснее. Заходишь в магазин, который работает круглые сутки, и ощущение, как будто только что закончился какой-то странный праздник. В магазине пусто, покупателей нет, сидят наполовину спящие продавцы, кругом разбросан изюм, откуда-то вдруг выскакивает грузчик или уборщица с полотером… Ночью люди всегда в каком-то странном состоянии.

— Какое кино вы любите?

— Талантливое. Фильмы разных жанров, снятые в разных странах.

— Вы выросли в центре Москвы?

— Да. Гулял там в детстве и отрочестве. Правда, ничего экстраординарного со мной не происходило. Помню, что все было очень хорошо.

— Почему вы сейчас живете не в центре, а за городом?

— Там хороший воздух… Не знаю, я и в центре могу жить.

— Ваш дом далеко от Москвы?

— Да нет, это уже почти Москва. В Европе люди из пригородов начали перебираться обратно в города. И покупают дома в центре. Может, это и правильно. Я всегда пытаюсь абстрагироваться от массового сознания. Мне все равно, кто куда перебирается. Главное, чтобы было хорошо там, где живешь. Мне очень хорошо.

— Правда ли, что вы обычно ложитесь поздно и встаете в восемь утра? Вы всегда так мало спали?

— Я быстро высыпаюсь. Если бы не высыпался, то спал бы побольше.

— Когда вы встаете, в доме обычно все спят?

— Нет, почему? Этери может еще раньше встать. А иногда она спит.

— Чем она сейчас занимается?

— Пишет роман. Написала один сценарий, второй, а сейчас пишет роман.

— Все время сидит за компьютером?

— Не все время, но часто.

— А вы как относитесь к современной технике: компьютерам, ксероксам, факсам?

— Это часть деловой жизни. Техника ее немного облегчает.

— Что вы делаете утром?

— Гуляю с собакой, читаю, работаю.

— Какой породы у вас собака?

— Дворняжка.

— Вечерами она ждет, когда вы вернетесь домой?

— Не знаю, ждет, наверное.

— Собака у вас не злая?

— Она вообще как кошка. Мяукает, и зовут ее Мурка.

— Кто ее так назвал?

— Не помню, то ли Этери, то ли я. Нет, правда… она мяукает все время. На разные голоса: то тоненьким, высоким дискантом, то басом.

— А если играет музыка, она подпевает?

— Подпевает. И любит, когда Этери поет грузинские песни.