Максим Суханов оживил дух Казанова

Юлия Шлычкова, Мир ТВ и кино от 20 февраля 2006

Максима Суханова считают одним из лучших наших актеров. Он также пишет музыку, играет на нескольких музыкальных инструментах, танцует в спектаклях и поет. А еще он — успешный бизнесмен. И почему-то кажется, что это далеко не все грани его таланта — не может же публика знать обо всем! Одно жаль- очень уж нечасто видим мы его на экране!

— Максим, было бы наивно спрашивать, что для вас важнее — театр или кино. Тем не менее вы, хоть и не часто, снимаетесь — все-таки кино вас чем-то привлекает!

— Конечно. Мне нравится кинопроцесс, это как другое измерение, там даже время течет иначе. И актерская работа в кино иного свойства, не лучше и не хуже, чем в театре, — просто другая…

— Но после картины «Богиня: как я полюбила», вышедшей два года на зад, вы, кажется, сыграли только Сталина в телесериале «Дети Арбата». Вы легко согласились на эту роль?

— Да. И с удовольствием. Меня привлекали возможность поработать на этой картине с режиссером Андреем Эшпаем и, конечно, желание эксперимента. Ведь у всех — и у людей старшего поколения, и у молодежи — есть свой стереотип образа «вождя народов», он всегда далек от живого человека, а уж от истинной личности Сталина и подавно. Мне было интересно пойти другим путем и найти в «отце народов» что-то неожиданное…

— Сыграли Сталина и думали, что можно больше не сниматься?

— (Смеется.) Совсем наоборот. Скоро выйдет на экраны новый фильм «Знаки любви. Сказка для взрослых», в которой я «оживляю» дух Казановы, снимаясь сразу в двух ипостасях — духа Казановы и его телесного воплощения — бандита Яши Слона. Это первая режиссерская работа Владимира Мирзоева в полнометражном художественном кино и моя первая работа с Мирзоевым-кинорежиссером.

— О, так теперь вы не только в театре, но и в кино неразлучны с Мирзоевым?!

— Так уж вышло… Этот кинопроект мы задумали давно. Когда наша общая знакомая журналистка Анна Рулевская писала сценарий, она видела в этой роли меня. У нас есть и еще один давний проект — фильм «Отель «У погибшего альпиниста» по Стругацким. Не знаю, суждено ли ему осуществиться, но я на это очень надеюсь. Там для меня есть очень интересная роль.

— Не могу удержаться от вопроса: ваше постоянное сотрудничество с Владимиром Мирзоевым — что это: дружба, творческая любовь или не кий психологический симбиоз личностей?

— Конечно, наше сотрудничество случайным не назовешь… Я думаю, это все вместе — все, что вы перечислили. Но это не значит, что я принципиально отвергаю других режиссеров. Если и отказываю кому-то, то вовсе не из принципа…

— Кто ваши партнеры в новой картине?

— Это Алексей Макаров, Наташа Швец (кстати, моя партнерша по спектаклю «Дон Жуан и Сганарель»), Анна Чурина, а также «колдуны» — Юрий Шлыков, Зоя Симонова-Кайдановская и Татьяна Лютаева.

— А подзаголовок «Знаков любви» — «Сказка для взрослых» — это в том смысле, что только для взрослых? Из-за эротических сцен?

— Я думаю, надо посмотреть картину. Тогда все станет понятно.

— И о чем же эта сказка?

— Это лирическая комедия с фантастическими и мистическими поворотами. Все начинается с того, что герои обращаются к экстрасенсам с просьбой помочь им разорвать любовный треугольник. А те, не справившись с заданием самостоятельно, решают с помощью спиритизма разыскать дух знаменитого любовника Казановы, чтобы он посодействовал им. Но по недоразумению Казанова попадает в тело криминального авторитета Яши по кличке Слон, пребывающего в коме после покушения. И тут все начинается… Пересказывать сюжет нет смысла, скоро премьера.

— Спиритические сеансы, духи, мистика… Это мода или мистикой действительно заняты умы режиссеров, актеров и зрителей?

— О мистике говорят многие и часто. По-моему, вся наша страна существует мистически. У нас явления есть, а объяснения им нет!

— А как относитесь к астрологии, экстрасенсам и подобным вещам вы лично?

— С уважением. Не могу сказать, что я как-то специально увлекаюсь мистикой, но и отрицать наличие подобных явлений не могу. Это было бы просто глупо. О рентгеновских лучах тоже никто ничего не знал, пока их не открыли.

— Вернемся к вашему Казанове. Он, наверно, необыкновенный и очень симпатичный…

— Я надеюсь. У него ведь очень не простая задача — он действует в теле другого человека, бандита. К тому же он здорово помогает всем героям фильма, в том числе и этому бедному Яше Слону. Любовь вообще очень важная в жизни вещь. И не только для женщин, как часто думают…

— Вы очень разносторонний человек. Наверно, это качество было за ложено в вас в детстве?

— Думаю, да. Все-таки мои бабушка и дедушка были актерами — играли у Мейерхольда. Конечно, на меня не могла не повлиять артистическая атмосфера в семье, как же иначе… Бабушка и сейчас, в 91 год, настоящая женщина, такая… актриса! Она очень интересно рассказывает всякие истории — про свою жизнь, про мое детство. Я очень люблю эти ее рассказы.

— А ваша продюсерская студия по-прежнему существует?

— Последний проект «Студии IV» — двухсерийный художественный фильм «Посылка с Марса». Сейчас мы осматриваемся в поисках новых идей.

— Нередко продюсеры признаются, что они не слишком любят актеров — в хорошем, конечно, смысле. Как вы очутились «по ту сторону баррикад»?

— Мы с моим другом и компаньоном Александром Самойленко решили по пробовать: получится — хорошо, не получится — значит, не получится. Подумали, что хорошо было бы самим осуществлять свои идеи и выбирать роли…

— Роли, роли… Кажется, что люди — актеры и не актеры — играют практически все время. Может, у артистов это вообще входит в привычку?

— Да, я думаю, все или почти все играют. Это форма существования в социуме: как только наступает момент коммуникации, включается игровой механизм, соответствующий выбранной модели. Кто-то здесь более органичен, кто-то менее. Кому-то просто нечего скрывать, и он ничего не играет, кто-то свободен до такой степени, что ему и играть ничего не надо. Все разные. Актеры в жизни, как правило, совершенно не похожи на своих экранных или сценических героев. Кому-то не хочется саморазоблачаться. Кому-то — открываться. У всех свои причины…

— Каковы ваши ближайшие планы-в театре, в кино?

— В театре планов, которые уже можно обнародовать, нет, пока есть только задумки. А в кино — фантастический детектив «Беляев» режиссера Игоря Волошина. Кроме того, недавно я получил предложение Никиты Михалкова сыграть в его «Утомленных солнцем-2». Это будет один из ключевых персонажей — из тех, кого не было в первом фильме. Я согласился. Есть и еще один очень важный для меня кинопроект…

— Насколько вы бываете откровенны в своих интервью?

— Я считаю, что я откровенен. Я же не морочу вам голову. О чем могу — говорю, о чем не хочу — нет. Это нормально. Главное, чтобы было интересно разговаривать.

— Тогда скажите, смотрите ли вы телесериалы?

— Иногда смотрю. Но в то время, когда их показывают, меня обычно не бывает у телевизора. Я возвращаюсь домой заполночь, уже все прайм-таймы прошли, и я смотрю новости. А в кино мы ходим совсем редко — времени не хватает.

— А теперь, Максим, у меня к вам один заветный вопрос: это ведь вам принадлежат слова «мы движемся к матриархату»?

— Да. И я считаю это естественным процессом. Испокон веков был патриархат — и угнетение, которому подвергалась женщина, было ужасающим.  Выжили только самые сильные. В результате за последние сто лет женщина сумела сделать огромный скачок и установилось равновесие сил — пока равновесие. Переход к матриархату, конечно, не произойдет скоро, но уже сейчас совершенно очевидно, что женщина будет все больше расширять свое влияние в обществе и, возможно, ее потребность в мужчине будет становиться все меньше. Я допускаю так же, что психофизическое развитие человечества может привести к появлению какого-то третьего рода, о котором мы сейчас и не предполагаем…

— А как же тогда любовь?

— Без любви представить себе людей трудно. Но и мужчина, и женщина способны распространять свою любовь не только друг на друга…

— Как исполнитель ролей Дон Жуана и Казаковы и как Максим Суханов лично, что бы вы хотели пожелать женщинам на их нелегком пути к светлому матриархальному будущему?

— Я желаю женщинам не отступать от своих целей. Слушать себя, прислушиваться к себе… Делать так, как хочется, а не как диктуют стереотипы, наконец, набирать авторитет. Ведь матриархат станет спасением для человечества…