Признание в любви
В понедельник народный артист СССР Юрий Яковлев устроил праздничный вечер по поводу своего 80-летия. Торжества проходили не в театре, а в «Галерее художника» на Пречистенке. Приглашены были только самые близкие — родственники Юрия Васильевича, коллеги и друзья. В их числе Александр Ширвиндт, Леонид Броневой, Ольга Аросева, Наталья Селезнева, Василий Лановой, Людмила Максакова, дочь актера Алена Яковлева и многие другие. Гости бесконечной вереницей выходили к микрофону — признаваться актеру в любви.
К юбилею Юрий Яковлев подготовил солидный труд — многостраничный альбом «Фотолетопись», в который поместил самые редкие кадры из своей жизни. Эту летопись он по крупицам собирал совместно с общественным деятелем Вячеславом Моцардо. Вместе они работали в кино- и фотоархивах, по программкам восстанавливали роли, сыгранные в театре за 55 лет, и составили также полный список аудиозаписей и ролей в кино. Понятно, что в альбом вошла лишь малая часть фотографий, но они отобраны с завидной скрупулезностью. Вот Яковлев — на спортплощадке, вот — на первых репетициях, вот — в толпе поклонников!
«Когда альбом был готов к изданию, начались бесконечные походы по банкам, — сказал Яковлев гостям. — И я со своей палкой по мраморным лестницам скакал, но альбом в итоге мы выпустили». Гости принялись листать страницы фолианта.
Эта фотоистория сопровождается занятными рассказами артиста о своей жизни: «В театральном училище им. Б. В. Щукина мне сказали, что особых актерских данных у меня не увидели, — пишет в альбоме актер, — но дали возможность испытать себя на конкурсе. Я ляпнул, что моего отца когда-то хвалил сам Станиславский, а в ответ все засмеялись. Стало очевидно: это был крах. Но Ц. Л. Мансурова вскочила с места и произнесла: „Ну как можно его не взять? Посмотрите, какие у него глаза“. И меня взяли».
О яковлевском обаянии на вечере говорили все.
Людмила Хитяева, например, отметила: «Какими бы талантливыми ни были молодые артисты, мне всегда не хватает глаз Юрия Яковлева. Более выразительного и завораживающего взгляда представить сложно».
«О Яковлеве хочется говорить только в превосходной степени, — вторила многолетняя театральная партнерша юбиляра Юлия Борисова. — Это золотая страница Театра Вахтангова! Превосходнейший партнер. На сцене он магнитиком вытягивает из твоей души те качества, о которых ты сам не подозревал».
Станислав Любшин вспомнил на вечере историю о том, как они с Яковлевым снимались в кино в маленьком городке, где не было гостиницы. «Режиссер волнуется: из Москвы на съемки выдвигается Юрий Васильевич, а поселить негде, — рассказал знаменитый актер МХТ имени Чехова. — Наконец узнали, что есть женское общежитие ПТУ. Кое-как уговорили освободить одну комнату для Яковлева. Он приехал, устроился, и мы повели его в местную забегаловку перекусить. На следующий день Юра уже сам пошел в ту забегаловку, но его не пустили. На пороге появилась тетка с тряпкой: „А ну, уходи отсюда. Не пущу“. Как Юрий Васильевич ни оправдывался, что он актер и приехал на съемки, тетка не верила. „Знаю я вас таких, — кричала она. — Думаешь, я не вижу, зачем ты в женском общежитии поселился“. Так она и не поверила, что перед ней — известный артист».
Выслушав многочисленные поздравления, Юрий Яковлев произнес длинную речь.
«Признаться, сначала я не планировал праздновать юбилей, — сказал он гостям. — К любым празднованиям я отношусь спокойно. Но вдруг мне очень захотелось собрать всех вас — дорогих для меня людей». Но особо подчеркнул при этом, что всегда стремился согреть ближних своим теплом настолько, насколько это возможно. «Я перефразирую Достоевского, — сказал юбиляр. — Всего одно слово поправлю. Доброта спасет мир. Я всегда жил по этому принципу».