«Вахтанговский Моцарт» покинул сцену

Алла Шевелева, Известия от 2 октября 2011

Не стало ведущего артиста Театра им. Евг. Вахтангова Алексея Завьялова. Ему было 37 лет. На протяжении почти двух месяцев за его жизнь боролись врачи НИИ им. Склифосовкого, но чуда не случилось. Трагедия произошла 7 августа в подмосковной Коломне. Завьялов прыгал с парашютом, и уже заходил на посадку, когда в него врезался другой парашютист. Он погиб, а Алексея, получившего тяжелейшие множественные травмы и переломы, доставили сначала в больницу Коломны, а затем — в «Склиф». Коллеги и поклонники всем миром собирали деньги на лечение. Чем мог, помогал родной театр. Все до последнего верили, что Алексей поправится. В театре его любили, называли «наш Моцарт». Завьялов действительно был актером уникальным и, казалось, мог освоить все — драму, комедию, фарс. Идеальный герой любовник — высокий, фактурный, с выразительными голубыми глазами — он был лучшим, после Василия Ланового, Калафом в легендарной «Принцессе Турандот». А в не менее прославленной «Мадемуазель Нитуш» — бесспорно, лучшим за всю историю этого спектакля лейтенантом Шамплатро. В еще одной вахтанговской легенде — «Чуде святого Антония», Завьялов поразил не только зрителей, но и ревнителей театральной истории. Петр Фоменко, ставивший спектакль, поручил ему центральную возрастную роль. Вместо старика на подмостки вышел статный красавец с лицом херувима и наивностью младенца. Комический и драматический эффект, столь действенный в этой постановке, обеспечивала святая простота и доверчивость героя Завьялова. Легкий, изящный, он также умел быть смешным, обаятельно дурачился в «Амфитрионе» и обладал редким по нынешним временам качеством — умел играть костюмные роли. Ему одинаково шли фрак и мундир, шляпа с плюмажем и пудреный парик, античная тога и современный пиджак. Он стремительно рос профессионально. Последняя роль в театре — Казарин в спектакле Римаса Туминаса «Маскарад» — благодаря его игре стала одной из главных. В лермонтовской пьесе неожиданно обнаружился вызывающий жалость, отвращение и симпатию герой Достоевского, Алексей Завьялов только начал подходить к лучшему актерскому возрасту — 40 годам. У него все было впереди. И в театре, и в кино, где он уже занял востребованную, но мало кому доступную нишу интеллигентного героя с неотразимым мужским обаянием. Его обожали поклонницы и ценили профессионалы, Горько сознавать, что его творческий полет так внезапно и трагически оборвался. Вчера актера похоронили на Хованском кладбище Москвы. В день похорон в театре им. Вахтангова шел «Маскарад» — спектакль, в котором Алексей Завьялов в последний раз вышел на сцену.