Ежик вышел из тумана
Сначала писатель Сергей Козлов создал философскую сказку «Ежик в тумане». Потом мэтр мультипликации Юрий Норштейн ее экранизировал. А потом по «Ежику» стала сходить с ума вся страна. Детям сказка нравилась, потому что зверушки в ней были смешные и задумчивые. Взрослые находили сакральный смысл в блужданиях колючего субъекта по туману, в его поисках света и истины. А теперь «Ежик в тумане» — еще и спектакль.
Премьерные показы идут сейчас в Театре им. Вахтангова, но водить на него детей не спешите. Сначала загляните в глаза своему ребенку и поговорите с ним о… смысле жизни. Думаете, не поймет? Еще вас научит! Спектакль — не точная калька мультфильма, здесь намешено сразу несколько сказок Козлова, но особое «норштейновское» настроение угадывается. Ежик и в спектакле — поэт, фантазер, трогательно и красиво воспринимающий мир.
Перед актерами — Юрием Красковым, Евгенией Крегжде, Дмитрием Кубасовым и Евгением Косыревым стояла непростая задача — перевоплотиться в Ежика, Зайку, Ослика и Медвежонка. Очень легко было скатиться в плоскость детского новогоднего утренника. Не скатились. «Игра воображения», в которую то и дело погружаются персонажи, заставляет забыть, что перед зрителями зверушки.
Кстати, и внешних «звериных» атрибутов не так много: у Ежика нет колючек, он просто очень взъерошенный и в коричневом сюртуке. У Ослика нет хвоста, и только у Зайки поникшие грустные ушки…
«Послушайте, как чудесно поет лягушка!» — «Разве она поет? Она ведь квакает!» — «Нет, поет!» «А я видел, как Волк шел, заметая хвостом звезды?» — «Давайте поймаем на удочку облако…» — «Нет, давайте протрем звезды! Ведь если их не протирать — они обязательно потускнеют…» Чушь, бред, детский лепет? А может, просто экзамен на наличие воображения, на способность удивляться, видеть красоту в будничном?
А дальше в спектакле по нарастающей: «Что будет, когда меня совсем не будет? Если меня нет — то где я?» Или: «Почему это не может быть вечно: я, лето и ты?» И страх одиночества, и отчаяние от сознания утекающего времени, и даже попытка суицида — у Зайки — как ни смешно и ни нелепо это звучит…
— Мы адресуем свой спектакль всем тем, кто и сегодня задает себе серьезные вопросы, — говорит режиссер спектакля Андрей Щукин. — Мы хотим поговорить со зрителем о том, зачем он живет, о необходимости каждого найти в себе ребенка, погрустить вместе о том, что мир прекрасен, а человек смертен, и может быть, сказать что-то о смысле нашего существования? Выберите часок для «смысла жизни» — сходите на «Ежика в тумане»…