Неравный брак
Незадолго до 85-летия столичного театра имени Евгения Вахтангова, которое отмечалось в 2006 году, появились сведения о том, что художественный руководитель театра Михаил Ульянов, к тому времени уже тяжело болевший, нашел себе замену — литовского режиссера Римаса Туминаса. Ровно тогда же появились столь же достоверные сообщения, что вахтанговцев может взять под крыло Валерий Фокин, в то время уже три года руководивший Александринским театром в Петербурге (и 17 лет центром имени Мейерхольда в Москве). С тех пор прошло два с небольшим года, и ситуация как будто повторяется: Фокина вновь прочат в руководители театра Вахтангова.
Приглашение Римаса Туминаса в театр Вахтангова было удивительным шагом: впервые иностранному режиссеру предложили возглавить российскую труппу. Разумеется, у Туминаса к этому времени была уже исключительная репутация не только дома, в Вильнюсе, где он с 1990 года руководит собственным — по-настоящему замечательным — Малым драматическим театром, и не только в Европе, где он известен больше всего как выдающийся интерпретатор Чехова, но и в Москве. Он сделал два потрясающих спектакля: «Играем? Шиллера!» в «Современнике» и «Ревизора» в театре Вахтангова. Кроме того, у него уже была Государственная премия РФ и «Золотая маска». Словом, идеальная кандидатура для осиротевшего театра (Михаил Ульянов скончался в марте 2007 года).
Туминас тактично выждал два месяца после кончины прежнего художественного руководителя и согласился перебраться в Москву. В августе 2007 года, накануне сбора труппы театра Вахтангова, Туминас рассказал, что собирается поставить на арбатской сцене Шекспира. Параллельно он работал в «Современнике» над «Горем от ума». Спектакль по Грибоедову вышел у него раньше, и, как всегда, получился цельным, прозрачным и печальным. «Троил и Крессида», обещанный шекспировский спектакль, был показан в Вахтанговском в ноябре 2008 года. Большинство критиков сочло его одной из лучших работ сезона, но, как выясняется теперь, на репетициях этой постановки обозначился конфликт режиссера с труппой.
Григорий Заславский, театральный обозреватель «Независимой газеты», поясняет, что актеры первой величины не захотели играть у Туминаса в «важных эпизодах» и ушли из спектакля. Кто были эти артисты, не говорится, но это и не имеет большого значения. Как бы то ни было, но они составили некую партию против Туминаса, поставили ему в упрек тот факт, что он пьет, и пожаловались на худрука в Министерство культуры. Полномочия Туминаса на посту худрука театра Вахтангова истекают в августе 2009 года, то есть вот-вот начнется обратный отсчет.
И тут-то 60 вахтанговцев, в том числе Максим Суханов, Сергей Маковецкий, Юлия Рутберг, Ирина Купченко, бросились на защиту режиссера и написали письмо министру культуры Александру Авдееву с просьбой продлить контракт с режиссером. Министерство отреагировало, как обычно, странно. Сначала оно распространило заявление, в котором говорится следующее: «Судьба театра не может быть решена поспешно. Следует уважать как вахтанговские традиции, замечательную школу театра, так и трудовое законодательство. Полагаем, что нагнетание ситуации может помешать творческому процессу в театре».
Через несколько часов Александр Авдеев, который в силу профессионального опыта изъясняется всегда ультрадипломатично, вдруг обнаружил более эмоциональную, чем обычно, лексику. Во-первых, он назвал Римаса Туминаса «замечательным, талантливейшим режиссером». Во-вторых, он позволил себе реплику, которая указывает на его отношение к ситуации: «Дискуссии, которые возникают в театре — это скорее не дискуссии о руководстве, а о том, быть ли Вахтанговскому театру ведущим театром страны или это не получится».
Здесь, кажется, не может быть двух мнений, на чьей стороне министр. Александр Алексеевич намеревается после майских праздников встретиться со всей труппой театра «хотя бы только для того, чтобы поблагодарить Туминаса, который два года возглавлял театр в нелегкие для него времена».
А что же Валерий Фокин? Если ему и правда вновь предложили возглавить театр Вахтангова, то получается, что министерство считает его кризисным менеджером: центр Мейерхольда он создал и вытянул на своих плечах, Александринку реанимировал и с блеском (шесть «Золотых масок» за пять лет). Теперь пусть бросит все в Петербурге и сосредоточится на двух московских проектах. Очень хозяйственный подход, но какой-то бестактный. В общем, министру культуры будет где поупражнять навыки дипломата, если он все же выполнит обещание и встретится с вахтанговцами. А то ж актеры — они такие, могут песню испортить.