Театр в августе
К обязанностям худрука в Москве он сможет приступить не раньше октября. (Притом еще до согласия стать худруком в Вахтанговском обещал Галине Волчек поставить в «Современнике» «Горе от ума».) Михаил Швыдкой, представляя Туминаса, сказал, что «был нужен внятный лидер, способный ставить спектакли. А Римас Владимирович всегда исповедовал романтический театр и этим связан с театром Вахтангова».
Конечно, Туминас вырос в другой культуре, признает Михаил Ефимович, но «вырос в Советском Союзе, он советский режиссер, сформированный советской культурой», и потому «способен дать импульс для новой работы артистам». То есть главным достоинством нового худрука официальное лицо признает его советскость, читай: предсказуемость, управляемость, покладистость.
Туминас еще не выбрал линию поведения. C одной стороны, соглашается, что праздник смены власти в театре начался, но он сам пока чувствует себя на этом празднике в стороне: «Должность у меня такая — быть в стороне, вне течений, сохранять дистанцию, чтобы лучше вас понять и полюбить. Хотя согласился я из любви к Прекрасной Даме — театру Вахтангова», — шлет Туминас Швыдкому ответный реверанс. И с «легкой иронией» (его слова!) смотрит «на психологический театр, где люди привыкли мучиться.
В театре Вахтангова продолжают создавать театр-праздник. Я хочу, чтобы, попав в театр, вы попали в плен и получили удовольствие от пленения. Думаю, не все спектакли текущего репертуара могут пленить. Сам я всегда ищу в пьесе, в спектакле запах детства, вкус хлеба и звук эпохи. Мне кажется, у нас есть время отстоять репертуарный театр, пока власти занимаются своими проблемами, выборами, — это хорошее время для нас. Нам сейчас нужно идти работать немножко виноватыми. Потому что мы не можем сказать, как три сестры, что через двести лет люди поймут, зачем мы жили, зачем страдали. Поймут — быть может. Но не простят. А актерское чудо, если оно случится, потянет за собой финансовое чудо».
По-настоящему громких событий в Вахтанговском в последнее время действительно не случалось. Кто-то локально оценил детского «Ежика в тумане», кто-то «Чайку» Павла Сафонова, но признанными шедеврами, уже слегка истлевшими, являются спектакли, поставленные давным-давно Петром Фоменко — «Без вины виноватые» и «Пиковая дама».
Обновлять репертуар Туминас намерен классикой, «Троилом и Крессидой» Шекспира. Пьеса — из малоизвестных и тяжеловесных. Другие названия тоже говорят о хорошем вкусе нового худрука и незаинтересованности в «легкой» кассе — Беккет, Гольдони, Аристофан, «Идиот» и «Село Степанчиково» Достоевского. А для молодого состава труппы откроют студию, где будут придумывать новые блюда для основной сцены, «этого большого зверя, пока он спит, но скоро проснется и потребует еды».