Игра в классиков
Вчера Театр имени Евгения Вахтангова открыл новый сезон встречей с новым художественным руководителем театра — литовским режиссером Римасом Туминасом. На сборе труппы его представил руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой, подчеркнув, что кандидатуру Туминаса называл Михаил Ульянов. Литовский театральный мастер произнес длинную тронную художественную речь, однако главную тайну — с постановки какого именно произведения он начнет — так и не раскрыл.
Туминас хорошо знаком столичному зрителю, прежде всего, по постановкам «Ревизора» на вахтанговской сцене и «Играем… Шиллера!» в «Современнике». Сейчас режиссер дебютирует в ответственной роли руководителя одного из крупнейших коллективов российской столицы. Хотя и в родном Вильнюсе он останется художественным руководителем Малого театра. Прошлым летом этот театр приезжал в Москву с пятью спектаклями, среди которых «Маскарад», принесший Туминасу «Золотую маску».
Вчера Римас Туминас сравнил Театр Вахтангова с прекрасной дамой, о которой он долго мечтал в стороне. И эту позицию человека со стороны ему хотелось бы сохранить, поскольку именно дистанция позволит ему «продолжить праздник театра». Он надеется, что вахтанговские актеры станут его союзниками в этом стремлении. «Свой театральный путь я начинал с любви к актерам, теперь я их уважаю, а это чувство более высокое», — обратился он к собравшейся труппе.
Новый худрук не обещал артистам легкой жизни, скорее наоборот. «Актер, — по мнению Римаса Туминаса, — чтобы творить, должен находиться в состоянии нервного стресса». Сценический праздник, который ощущают зрители, рождается в труде и борениях. Кроме того, ему хочется изменить самочувствие зрительного зала: «Театр долго старался бить по зрителю, сейчас зритель должен ощутить, что он прощен. В театре я ценю три вещи: запах детства, вкус хлеба и звук эпохи».
Пока этих качеств Римас Туминас не видит у современных драматургов, поэтому репертуарные планы театра будут складываться преимущественно из произведений русской и зарубежной классики. Шекспир («Троил и Крессида» и «Ричард III»), Островский («Таланты и поклонники»), Достоевский («Идиот» и «Село Степанчиково»), Ибсен, Ануй, Гольдони. Сам бы он предпочел начать с «Чайки», но это название уже есть в репертуарной афише.
Среди режиссеров, которых планирует пригласить Вахтанговский театр, значатся бельгиец Этьен Глазер, работающий в Швеции и предлагающий для постановки Данте и Стриндберга, литовец Йозеф Вайткус, венгр Гавр Жамбеки, грузин Роберт Стуруа. Прививка к вахтанговскому корню режиссеров иной традиции и культуры может дать, по мнению Туминаса, интересные и неожиданные результаты. Но все зарубежные гости ожидаются во второй половине сезона.
Пока же зрителя ждут запланированные ранее Владимир Иванов с «Кварталом» по Джону Стейнбеку и Антон Яковлев с «Мелким бесом» по Федору Сологубу на Малой сцене. Впрочем, по мнению Туминаса, увлечение малыми сценами оказалось тенденцией малоплодотворной. Но ему кажется, что молодые должны иметь площадку для высказываний и проб. Потому он хочет создать при театре студию для молодых талантов. Сам литовец к репетициям приступит только во второй половине сезона: на осень у него запланирован выпуск спектакля в Вильнюсе и выпуск «Горе от ума» на сцене «Современника». Пока он активно знакомится с репертуаром театра и уже уверен, что часть названий из афиши пора убрать. Туминас упразднил художественный совет театра (об этом было объявлено на сборе труппы), и теперь вопросы формирования репертуара будет решать сам новый художественный руководитель.
Когда стало известно о назначении Туминаса, журналисты высказали предположение, что эффективным его приход окажется только в том случае, если у режиссера будет выработана стратегия развития театра и достанет силы воли к ее проведению. Не столько формулами речи, сколько тоном Римас Туминас продемонстрировал и определенность занятой им позиции, и готовность эту позицию отстаивать. Опытному режиссеру не надо доказывать свой художественный потенциал, но качества руководителя ему все-таки придется продемонстрировать Москве.