Человек со стороны
Столичный Театр имени Вахтангова, которым долгие годы руководил Михаил Ульянов, возглавит известный литовский режиссер Римас Туминас. Он принял предложение Роскультуры и дирекции самого театра. Несмотря на то, что Туминас — далеко не чуждая нашей стране личность (лауреат Государственной премии России и обладатель «Золотой маски»), он, прежде всего, литовский режиссер и гражданин Литвы, а иностранцы раньше никогда не вставали у руля отечественных театров.
Вопрос о преемнике на посту руководителя Театра имени Вахтангова поднимался еще при жизни Михаила Ульянова. В 2006 году этот пост был предложен именно Туминасу, поставившему на вахтанговской сцене «Ревизора». Но тогда режиссер отказался от предложения, а сейчас объявил о своем согласии. Приглашение на пост главы одного из ведущих московских театров иностранного режиссера стал свидетельством определенного кризиса в институте отечественной режиссуры. За последние десять лет вопрос «кто возглавит театр?» стал в театральном сообществе третьим после традиционных «что делать?» и «кто виноват?».
Режиссеров-лидеров, способных не только ставить спектакли, но и формировать репертуар, отвечать за труппу, определять художественную политику, как стало очевидно, в стране просто нет. Годы и годы присматривался к приглашенным режиссерам Кирилл Лавров, пока не уговорил стать главным режиссером БДТ опять-таки приглашенного Тимура Чхеидзе, совмещающего этот пост с работой в родном тбилисском театре. В качестве преемника Михаила Ульянова обсуждались кандидатуры Валерия Фокина (который уже руководит двумя театрами — московским Центром Мейерхольда и петербургской Александринкой) и Роберта Стуруа (руководителя тбилисского театра имени Руставели). Получается, что все, кто что-то может, давно загружены и перегружены. А те, кто свободен, увы, не подходят.
Хочется упрекнуть Роскультуру за консерватизм мышления, но даже самые отчаянные сторонники «молодой режиссуры» не решаются назвать своего кандидата (в глубине души понимая, что молодого Товстоногова у нас нет, а все наличные фигуры в лучшем случае могут справиться с небольшой студией, а не с академическим театром с его гигантской труппой и длинным историческим шлейфом).
Римас Туминас хорошо известен москвичам. В коллекции его призов есть «Золотая маска» за «Маскарад». Прошлым летом в столице прошли длинные гастроли его вильнюсского Малого театра, о которых подробно рассказывали «Новые Известия». На московских сценах идут поставленный им в Театре имени Вахтангова «Ревизор» и «Играем Шиллера» в «Современнике». Сейчас он репетирует в том же «Современнике» «Горе от ума» Грибоедова. Никто не сомневается в творческом потенциале нового руководителя Вахтанговского театра. Но вот сумеет ли он «вписаться» в непростую структуру вахтанговской сцены — вопрос открытый.
Когда-то Товстоногов начал свою первую встречу с труппой БДТ с твердого заявления: «Я — несъедобен, и съесть меня вам не удастся». Какие полномочия имеет Туминас (может ли он реформировать труппу театра и т.д.), пока неизвестно. Сам режиссер уверяет, что «воевать» не собирается, а свои планы собирается изложить только после встречи с труппой. Римас Туминас стал первым иностранцем, возглавившим отечественный театр (подчеркнем, что Вахтанговский театр входит в немногочисленное число российских театров, имеющих президентский грант и статус национального достояния). Рискну предположить, что, став первым, Туминас положит начало новой театральной традиции. Руководители театров стареют, смены им не предвидится, поэтому приглашение варягов — возможно, на сегодняшний день единственный выход из ситуации.