«Щука» и ее фирменный рецепт
23 октября — день рождения Театрального института имени Бориса Щукина. Вот уже 95 лет «Щука» находится в эпицентре театральной жизни страны. В стенах альма-матер побывали сотни талантливейших актеров и преподавателей, познавших, по словам основателя Евгения Вахтангова, настоящий «праздник чувств».
Отсчет истории одной из ведущих театральных школ страны начинается с 23 октября 1914 года. Именно в этот день Евгений Вахтангов, ученик Станиславского и студиец Первой Студии МХТ, провел первое занятие с учениками. Школа внутри театра Первые студийцы были совсем юные, восемнадцати-двадцатилетние, студенты Коммерческого института. Вахтангов не обещал сделать из них настоящих актеров, — он говорил, что важнее — какими они станут людьми. Поэтому при приеме в студию у желающего стать студентом сначала выясняли мотивы поступления, а уж потом экзаменовали.
«Я хочу, чтобы в театре не было имен, — писал Вахтангов во времена постановки первого спектакля. — Хочу, чтобы зритель в театре не мог разобраться в своих ощущениях, принёс бы их домой и жил бы ими долго. Так можно сделать только тогда, когда исполнители (не актеры) раскроют друг перед другом в пьесе свои души без лжи… Изгнать из театра театр. Из пьесы актёра. Изгнать грим, костюм».
Осенью 1914 года Студия обосновалась в небольшой квартире в Мансуровском переулке на Остоженке. Все в ней — от небольшой сцены до кулис — было сделано руками учеников. «Дом становится только тогда твоим, когда ты вобьешь в стены его хотя бы один гвоздь», — говорил Вахтангов.
В училище до сих пор сохранена эта традиция: актеры сами готовят для своих спектаклей декорации, сами шьют платья, отвечают за свет, звук. Обучение студийцев строилось на синтезе системы Станиславского и Мейерхольда. Первый спектакль «Чудо святого Антония» Метерлинка был поставлен в 1918 году и стал по сути выпускным. Впоследствии выпускники Евгения Вахтангова — Цецилия Мансурова, Борис Захава, Юрий Завадский — сами стали преподавать новым поколениям «вахтанговцев».
В конце 30-х школа получила здание в Большом Николопесковском переулке и отделилась от театра. Существовала на правах техникума, но уже с четырехлетним сроком обучения. Бессменным руководителем школы на протяжении полувека был ученик Вахтангова, студиец первого набора, Борис Захава. В Студенческой студии он играл с самого ее основания, а в 20-х годах начал самостоятельно ставить спектакли. Одна из самых запоминающихся работ Захавы была постановка пьесы «Егор Булычев и другие» Горького. В кино он играл Кутузова в фильме Бондарчука «Война и мир». Бывшие «щукинцы» вспоминают его как очень талантливого и требовательного педагога. Он не разрешал, например, сниматься на первых курсах. «Понимал, что нельзя молодому человеку до третьего, по крайней мере, курса сниматься, потому что он еще неокрепший, он еще ничего не умеет, и идет эксплуатация его способностей природных, и его можно погубить», — рассказывает Валерий Фокин.
Знаменитые «щукинцы» — от Щукина до Михалкова В 1939 году училище было названо в честь блестящего артиста вахтанговской школы Бориса Щукина. Он пришел в драматическую студию в 1920 году, и впоследствии сыграл в Театре им. Вахтангова десятки ярких ролей. Театральный критик Инна Вишневская рассказывала о том, как одна из самых известных работ актера привлекла особое внимание Иосифа Сталина. Речь идет о спектакле вахтанговского театра «Человек с ружьем», в котором Сталина играл Рубен Симонов, а Ленина — Щукин. Однажды им предстояло выступать перед Сталиным в Большом театре. Актеры загримировались заранее и выехали на концерт. По дороге их остановил милиционер и сказал: «Нарушили правила, товарищи!». И тогда из окна выглянул Симонов в гриме Сталина и сказал: «Вы как смеете, вы кого остановили?». Тут милиционер задрожал, а когда открылось другое окошко, появился сам «Ленин» и произнес: «Голубчик, ну как же вы не узнаете свою народную власть?». Милиционер упал без чувств. Актеры приехали на концерт, сыграли кусок из спектакля, и вдруг их позвали к себе товарищ Сталин. Сидя к ним спиной, Иосиф Виссарионович сказал: «Все развлекаетесь? Милиционер лежит в палате и все время повторяет: «А Ленин-то мне и говорит…»
При ректоре Борисе Захаве Щукинское училище выпустило целую плеяду замечательных актеров советского кинематографа, в их числе — Ролан Быков, Михаил Ульянов, Василий Лановой, Татьяна Самойлова, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Константин Райкин. Не для всех знаменитостей годы в «Щуке» были безоблачными. Например, знаменитого сегодня режиссера, оскаровского лауреата, Никиту Михалкова в 1966 году отчислили за нарушение дисциплины. Начинающий актер несколько раз игнорировал запрет ректора на киносъемки. После «Щуки» он перевелся на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма. Еще одна знаменитость училища Сергей Маковецкий поступил только после трех провалов. В перерывах между попытками попасть в один из лучших театральных вузов страны его призвали в армию. Но Маковецкий обманул призывную комиссию, сыграв «эпилепсию». Наталию Гундареву приемная комиссия не хотела брать, объясняя это тем, что абитуриентка недостаточно пластична. В итоге она все-таки поступила, а уже к выпуску оказалась в числе лучших в мюзиклах и вахтанговских шоу-буфф. И это притом, что выделиться на фоне сокурсников, Райкина, Варлей и Богатырева, было не так-то просто.
В стенах «Щуки» произошло множество судьбоносных встреч. Здесь когда-то встретились, будучи еще никому неизвестными студентами, Василий Лановой и Татьяна Самойлова. В 1957 году молодые люди поженились. А спустя десять лет они вместе снялись фильме «Анна Каренина». С другой выпускницей Щукинского училища, Анастасией Вертинской, Лановой снялся в знаменитой экранизации романа Александра Грина «Алые паруса». Выпускники «Щуки» — это не только известные актеры и режиссеры. К примеру, Александра Гордона все знают как телеведущего, а он на самом деле в свое время окончил Щукинское училище. Он — актер, театральный режиссер.
После смерти Бориса Захавы в 1976 году училище десять лет возглавлял чиновник из Министерства, пока в 1987 году на пост Ректора единогласно не был выбран Народный артист СССР Владимир Этуш. При Этуше ученики и педагоги Щукинского училища стали выезжать с гастролями за пределы Советского Союза, вести занятия в разных странах мира. Каждый год в учебном театре проходили дипломные спектакли, а исполнители ролей нередко получали и получают до сих пор престижные премии. В свое время такими премиями были отмечены Мария Аронова, Наталья Швец, Дмитрий Высоцкий.
Нелегкую вахту на посту ректора Этуш нес на протяжении 16 лет. За этот срок он много раз принимал экзамены у начинающих актеров и в спорных случаях «спасал» их благодаря одному приему. Если у студента плохо получался этюд, Этуш «вызывал его к столу и спрашивал: за что вы сидели в таком-то году? Он терялся: с чего вы взяли, что я сидел?». Но ректор продолжал совершенно невозмутимо: «У меня есть на вас досье. Я знаю, что вы были арестованы». Постепенно до молодого человека доходило, что это розыгрыш, и тут начиналось самое важное. То, как он включался в игру, позволяло судить о его способностях. По словам Этуша, этот прием не раз помогал ему «спасать» абитуриентов.
В 2002 года у училища появилось новое название — Театральный институт имени Бориса Щукина, а через год — новый ректор — Народный артист России Евгений Владимирович Князев. По его словам, Вахтанговская школа — как монастырь. Здесь по-прежнему преподают только выпускники института. «В основе нашей учебной программы то, что было заложено Вахтанговым еще в 1914 году, — рассказывает ректор каналу „Культура“. — Сегодня наших педагогов „растаскивают“ по другим учебным заведениям. Где только они ни преподают: и в РАТИ, и в Славянском институте, и даже в Школе-студии МХАТ. Везде они работают по нашей методике, то есть, фактически, продают фирменный рецепт».