Памятник дяде Ване
В театре им. Евг. Вахтангова прошел сбор труппы накануне нового театрального сезона. Днем раньше состоялся прогон спектакля, о котором уже говорят как об одном из самых крупных событий последних московских сезонов.
«Дядя Ваня» репетировался в напряженной атмосфере, когда часть труппы выразила недоверие новому художественному руководителю театра Римасу Туминасу, обвинив его, в частности, в «пренебрежении к системе Станиславского». Но Сергей Маковецкий, Максим Суханов и большая часть их коллег отстояли худрука.
Римас Туминас, которому продлен контракт еще на год, объявил о планах театра на новый сезон. Главной его постановкой станет лермонтовский «Маскарад», спектакль, который мечтал увидеть в репертуаре театра его предшественник Михаил Ульянов. И хотя имя исполнителя главной роли не было названо, рискнем предположить, что это будет Максим Суханов. Весной Юрий Бутусов приступит к «Пер Гюнту» Ибсена. Отвечая на вопрос Василия Ланового о судьбе легендарной «Принцессы Турандот», Римас Туминас сказал, что в течение сезона будут проходить мастер-классы и тренинги-импровизации, с которых и начнется работа по возобновлению вахтанговского шедевра.
С победительным видом сидели создатели нового спектакля «Дядя Ваня», премьера которого назначена на 2 сентября. Сложно предугадать, как воспримет спектакль публика, потому что и другие работы Туминаса вызывали совершенно разные отклики и в прессе, и среди зрителей. По словам самого Туминаса, в драматургии Чехова существуют некие «ловушки», которые и режиссеру, и актерам необходимо преодолевать. Однако с уверенностью о новом спектакле вахтанговского театра сказать можно одно: он не будет похож ни на одну из других постановок этой пьесы Чехова. Со сцены театра текст будет звучать совершенно по-новому, а герои пьесы в исполнении замечательных артистов Сергея Маковецкого, Владимира Симонова, Людмилы Максаковой, Владимира Вдовиченко и других приобретут новые, возможно, совсем неожиданные черты.
Режиссер назвал дядя Ваню, которого играет Сергей Маковецкий, «человеком, которого потеряли, но в котором нуждаются; человеком, в котором живы его величество наив, вера, порядочность, честность». Именно поэтому, объясняет Туминас, в финальной сцене спектакля Соня как будто воздвигает дяде Ване памятник. «Есть памятник принцессе Турандот, так пусть рядом стоит памятник дяде Ване», — смеется режиссер.
И действительно, возможно, именно этому герою суждено стать символом новой эпохи в театре им. Вахтангова.