В театре имени Вахтангова поставили чеховского «Дядю Ваню»

ТВ Центр Новости от 11 мая 2009

Министерство культуры продлило контракт с художественным руководителем театра Римасом Туминасом; его новая постановка обнажает все скрытые смыслы текста и помогает уже современным читателям выйти на новый уровень понимания себя, других, а главное — Чехова.

В театре Вахтангова готовится громкая премьера. Его художественный руководитель Римас Туминас, с которым Министерство культуры продлило контракт, ставит чеховского «Дядю Ваню». Они пришли к нам, конечно, из другого века. Только Елена Андреевна гуляет с хула-хупом, а нянька Марина делает неплохой массаж, эмоции главного «нарушителя» семейного покоя Серебрякова напоминают истерику. Это только на первый взгляд выглядит как пощечина канонам. Просто зритель должен начать задавать вопросы.

Владимир Симонов, народный артист России: — Чтобы у зрителя на 5-м, на 7-м спектакле не было какого-то шока или удивления, мы должны понимать уже, каким образом быстро-быстро его захватить, не объясняя 4 часа, а потом он чтобы додумывал. За 3 месяца до премьеры Римас Туминас устроил показательную репетицию. Настороженность и любопытство, с которыми пришли первые зрители, в основном, коллеги, сменило ошеломление от увиденного — такого даже они не ожидали.

— Конечно, все изнемогают! — Господи, скажи, что ты хочешь от меня? — Ничего! Смех до слез, смех сквозь слезы и просто слезы. — Тяжело, нехорошо!

В роли дяди Вани Сергей Маковецкий. Персонаж с самой горькой судьбой и самыми правдивыми выводами. Сергей Маковецкий, народный артист России: — Как-то просто он констатирует факт — пропала жизнь. Это очень горько. Большинство из нас же дяди Вани, и большинство из всех нас может сказать, что жизнь пропала, прошлого нет, а настоящее нелепо, ужасно по своей нелепости.

На взгляд Туминаса, в этом произведении есть то, что волнует человечество и сегодня — небрежное отношение человека к самому человеку. Эта постановка обнажает все скрытые смыслы текста и помогает уже современным читателям выйти на новый уровень понимания себя, других, а главное — Чехова.

Владимир Симонов, народный артист России: — Чехов — это такая динамика, это такой взрыв, это такая жесткость, эта такая грубость, я бы даже сказал. Мы еще только идем, выдавливаем раба по отношению к Антону Паловичу. Уважение к Антону Паловичу — это прочитать, как оно есть. Сильные ощущения вахтанговцы обещают уже в начале сентября. Можно еще раз перечитать Чехова.