Вдовиченков мечтает слетать в космос
Сын заводчан, он решил стать актером в 26 лет под впечатлением кумира Ван Дамма и небольшого сюжета по телевизору. Играл монахов, правоохранителей, военных. Но прославился ролями бандитов в «Бригаде» и «Бумере». Осенью должен выйти новый сериал «Однажды в Ростове», где Владимир Вдовиченков, отмечающий сегодня 40-летие (несмотря на то, что день рождения выпал на тринадцатое число, он называет себя вполне счастливым человеком), опять перевоплотился в «редиску» — предводителя банды «Фантомасов» Вячеслава Толстопятого.
Кстати, съемки этого проекта год назад проходили в Мариуполе.
«У вас здесь такой завод огромный, что, мне кажется, можно снимать фильм про инопланетян!» — впечатлился тогда Володя. Имея в творческом багаже множество ярких киноработ, юбиляр, состоящий в труппе Театра им. Евгения Вахтангова, уверяет, что его имя на сцене «работает лишь первые две минуты». «Публика узнает: мол, вон он, чувак из телевизора. Но потом уже оценивают по ходу постановки. И каждый спектакль становится, как экзамен», — говорит Вдовиченков.
Дрался, забивал кролей, мучился в море
Владимир родился в маленьком городке Гусев (Калининградская область) и даже предположить не мог, что со временем станет его почетным жителем. Закалялся в уличных драках, тем более что в средних классах больше времени проводил вне стен школы.
«Мы не на Рублевке жили, где все вопросы с помощью юристов решаются. У нас всё было проще: левая рука — адвокат, правая — прокурор, вот и всё судебное разбирательство, — ставит Владимир кулаки. — Поэтому я исправно ходил в спортивный зал, занимался боксом, чтобы уметь отстаивать и любовь, и дружбу, и авторитет свой. А защищаться приходилось постоянно, потому что неблагополучные интернатовские дети часто нападали, отбирали деньги, грабили нас».
Как-то несколько недель помогал отцу на бойне — тот там подрабатывал, так как денег всегда не хватало. «Я, 15-летний мальчишка, забивал кроликов — палкой, по 250 штук. Мне это казалось настоящим мужским делом», — делится знаменитость. Не ожесточиться сердцем помогли мама, то и дело вывозившая детей в Питер и водившая в музеи-театры (что казалось тогда будущей звезде мукой мученической), ее брат Владимир («умный, красивый, модный, из ряда тех самых хиппи и стиляг, которых осуждали»), а также книги, особенно приключенческие, которые парень «проглатывал» сотнями.
Реальность оказалась намного жестче мира романтических произведений Жюля Верна. Это Владимир ощутил сполна, когда, закончив мореходку по специальности «котельный машинист», полтора года отпахал в Мурманске на среднем морском сухогрузном транспорте «Илга». А потом еще столько же в Балтийске — на водоналивном танкере. Порой его рвало сутками, а передвигаться мог только на четвереньках. Но работу было делать надо. И он делал…
После был официантом, жестянщиком в автосервисе, торговал на рынке, фарцевал, устроился истопником в бане. И, наконец, стал актером.
Случайная «Бригада»
Как-то, набрав выпивки и видеокассет, он сутками напролет тупо смотрел боевики, лежа на диване у мамы. В паузе между переменами фильмов увидел по телику сюжет о парне, сдающем экзамены во ВГИК.
— Сейчас мы вместе с этим Мишей Дементьевым играем в спектакле «Двенадцатая ночь». А тогда… Тогда, глядя, как он сдает свои экзамены, я вдруг подумал: «А может, и мне артистом стать?» Тем более что я всегда безумно любил кино, — признается Вдовиченков. — И у меня был кумир, даже кумирище — Ван Дамм. Кстати, не так давно мы сидели с ним в ресторане за соседними столиками — оба были приглашены на одно мероприятие. На равных… Смотрел на него и думал: «Старик, а ведь благодаря тебе я стал артистом». Но подойти постеснялся…
А вот на покорение ВГИКа пошел без стеснения. Сначала спал на вокзале, потом одна знакомая, улетавшая на отдых, дала на две недели ключи от своей квартиры. А там и еще одно чудо подоспело: Людмила Геника, вдова артиста Бориса Чиркова, увидев парня на прослушивании, предложила помощь в подготовке программы. Именно благодаря этому, уверяет Владимир, он поступил на курс к Георгию Тараторкину.
— Когда я учился на четвертом курсе, пришел пробоваться на картину «Гражданин начальник». Николай Досталь посмотрел и сказал: «Отлично, будешь у меня сниматься…» (Вдовиченков сыграл там Колю-Афганца. — Прим. А. П. ). Я вышел в коридор покурить, а там как раз проходила ассистентка режиссера «Бригады». Увидела меня и говорит: «Какая классная фактура, ну-ка пойдем!» Я зашел в павильон, и Лешка Сидоров, режиссер, побеседовав со мной, предложил попробоваться. Через неделю я был утвержден на роль Фила, — рассказывает юбиляр.
«Бригада» стала одним из самых дорогих и известных телепроектов в российской истории. Бюджет каждой из 15 серий составлял около 200 тысяч долларов. За месяц до начала съемок продюсер фильма на неделю поселил Вдовиченкова, Безрукова, Дюжева и Майкова в Доме ветеранов кино, чтобы они привыкли друг к другу. Причем исполнители главных ролей должны были называть себя только киношными именами: Фил, Белый, Космос, Пчёла…
— Когда закончил сниматься, вообще не думал, что будет такой успех, — признается Владимир. — Даже попросил Лешу: «Можно мне какую-то нарезку сделать из фильма, чтобы, когда приду показываться в театры, а меня спросят: „А кто ты такой?“ — я мог представить эти кадры». Но очень быстро стало понятно, что пришла популярность.
Как Фил ушел в монастырь
После были две части «Бумера», мелодия из которого до сих пор звучит из некоторых мобилок. Сериалы «Звездочёт», «Курсанты», «Небо и земля», «Тяжелый песок». И, конечно, «Тарас Бульба» Владимира Бортко, где Вдовиченков сыграл Остапа. Как-то во время съемок в Киеве он с остриженным чубом и оселедцем гулял по столице с друзьями. Когда зашли в ресторан, народ был в шоке.
— «Тарас Бульба» — это год моей жизни, причем не театральной или киношной, а моей личной, которую я отдал. Кому-то картина нравится, а кто-то ругает. Но для меня это как ребенок, — объясняет Владимир. — Дочку мою, наверное, тоже кто-то ругает, да плевать — пусть ругает — она всё равно моя… То же самое и «Тарас Бульба»: его есть за что ругать, но у меня с ним другие отношения. Чтобы вжиться в роль, ему приходилось пропускать через себя многое. «Казак Остап должен был уметь скакать на лошади, вот я и учился. А ради съемок в картине „Седьмой день“, где я сыграл монаха, провел несколько дней в монастыре», — делится Вдовиченков.
Впрочем, он никогда не отказывается от услуг дублеров
— На мой взгляд, задача артиста — снимаясь в кино, не тешить свои амбиции: дай-ка я вот прыгну с этой лошаденки и героически сейчас так «Хоп!» крикну… В этот момент актер может поломать ногу, а люди, вложившие миллионы долларов в проект, — деньги. Так что нужно быть ответственным, — считает Владимир.
«Чуть-чуть киевлянин»
За последний год с Владимиром случился ряд неприятных инцидентов. Осенью 2010-го у него вышел конфликт с водителем иномарки: не разминулись, понимаешь, на дороге. Вдовиченков, вроде бы, пустил в ход кулаки, а его противник — травматический пистолет. Всё обошлось, дело замяли. А весной этого года Вдовиченкову стало плохо прямо на сцене родного Театра имени Вахтангова во время спектакля «Царская охота», где он играет графа Орлова. Медики предположили, что резкое ухудшение самочувствия связано с нервным и физическим истощением. Но актеру удалось всё преодолеть.
По крайней мере, в мае, привезя в Киев премьерный спектакль «Ветер шумит в тополях» (в нем Владимир исполнил роль… 75-летнего старика), он выглядел отлично. И признавался, что уже более ста раз был в столице Украины на съемках и со спектаклями. Поэтому считает, что тоже «чуть-чуть киевлянин». Когда его спрашивают, какие свои амплуа считает наиболее удачными, признается, что бандиты у него получаются честней, чем те же милиционеры. И подчеркивает, что с удовольствием сыграл бы космонавта, тем более, что мечтал стать им в детстве. Даже записывал в тетрадках, кто куда летал.
Предельно откровенный, он дает замечательный ответ и на вопрос, о каких несыгранных ролях жалеет
— Я жалею не о ролях, а о том, что никогда не смогу сыграть с такими гениями, как Иннокентий Смоктуновский, Ростислав Плятт, Андрей Миронов…
Четвертая жена: не по паспорту, а по жизни
— Неуживчивый я просто. Потому и расставались. Может, и капризность моя виновата, — так он объясняет три распавшихся брака.
Первый раз Владимир женился в 18 лет на девушке, с которой учился в параллельных классах. В 20 уже новый брак — с Анной, от которой у него есть 18-летний сын Леонид. Впрочем, ребенка он практически не воспитывал… Третья жена, Наталья Давыдова, руководит торгово-коммерческим центром «Юпитер» в Москве.