Ты в сердце моем, ты всюду со мной, Одесса…

Ирина Шведова, Московская правда от 14 октября 2008

Прошло чуть больше месяца после первой премьеры сезона отличного спектакля по песням Марлен Дитрих «Берег женщин», а Театр им. Евг. Вахтангова вновь зовет в гости. Снова музыкальная премьера! От песен закордонной кинодивы до мелодий советского композитора Исаака Дунаевского — дистанция лишь жанровая и стилистическая, а творили они почти в одно время и одинаково талантливо. Скажу сразу, оперетта «Белая акация» в исполнении молодых артистов — недавних выпускников Щукинского училища — большая удача театра и сердечная радость для зрителя. Их мастер, известный режиссер Владимир Иванов, поставил старую советскую оперетту как дипломный спектакль, но после первых же показов обнаружилось, что эта неординарная работа не может и не должна уйти в Лету. Несмотря на то, что и жанр оперетты не очень-то популярен нынче, особенно советской, да и сама тематика вряд ли может вдохновить зрителя, чтоб без малого три часа провести в стенах пусть даже самого прославленного театра. Но все опасения развеялась сразу, как только открылась реалистическая декорация одесского дворика с традиционным бельем на веревках, его колоритными обитателями, надписью во всю сцену «Город герой — Одесса» и громадной красной звездой (художник Максим Обрезков). И сразу захлестнула ностальгическая черноморская волна: «Ах, Одесса, жемчужина у моря!» Как же там было здорово когда-то, и как же герои похожи на тех настоящих жителей легендарного города, любовно воспетого Дунаевским! Ощущение такое, что на тебя пахнуло особым одесским воздухом — свежим и родным. И чтоб уж совсем положить тоскующего по давним временам зрителя «на все лопатки» — откуда ни возьмись, живая бабочка закружила над залом? Режиссер придумал замечательный ход, прекрасно понимая, что всерьез о «знатных гарпунерах» китобойца «Салют 8» сегодня рассказывать не стоит. Артисты как бы пересказывают нам эту давнюю историю, беря за основу ремарки авторов либретто (Вл. Масс и М. Червинский), но глядя на своих персонажей глазами наших современников. Этот чуть ироничный прием отнюдь не мешает им сделать своих героев живыми, яркими, разнохарактерными? Главная «фишка» новой «Белой акации» — потрясающе талантливая молодежь. Все роли и рольки сделаны безукоризненно, и что важно особенно, с каким-то потрясающим задором и самоотдачей. Если для постановщика было важно создать из своих студентов прекрасный актерский ансамбль, то это ему удалось на сто процентов, и не зря весь курс с нового сезона вошел в труппу театра. Сейчас мало бы кто вспомнил, что в «Белой акации» происходило на самом деле, хотя лет сорок назад она была одной из самых популярных советских оперетт. Но во всяком случае песню о белой акации, которую когда-то исполняла великая Татьяна Шмыга, забыть невозможно. Исполнительница главной роли Тони Ольга Немогай берет другим. С таким ангельски красивым лицом совмещать дар характерной актрисы, который она демонстрирует, например, во вставном номере «Все хорошо прекрасная маркиза» — высший пилотаж. Хороши ее дядя и тетя: эти возрастные роли Владимир Бельдиян и особенно Лаура Кеосаян проводят блестяще. Ее тетя Оля «сделана» очень остроумно — ну чисто одесский персонаж! Вторая возрастная пара — замечательные Мария Сластнёнкова и Валерий Ушаков — играют гротесково, но с лирической «подкладкой», вызывая какую-то особую симпатию зрителей. А вот другая пара — Яшка-буксир (Артур Иванов) и «невеста знатного гарпунера» Лариса Штепенко (Мария Волкова) — демонстрируют поистине классическую опереточную традицию. Обычно именно отрицательные персонажи получают наиболее выигрышные и запоминающиеся номера, и молодые артисты буквально купаются в материале, сводя зрителей с ума своими выходками и приколами. А вот главный герой — капитан-гарпунер Костя Куприянов в исполнении Александра Константинова получился каким-то пафосным и поэтому очень смешным. Отлично работают со своими второстепенными персонажами Мария Берлинских, Антон Шурцов и Иван Пачин.  В стиле ретро подано музыкальное сопровождение. Живая музыка в исполнение маленького оркестрика, какие обычно играли в парках и кинотеатрах в давние времена, привносит еще одну ностальгическую ноту в этот невероятно живой и добрый спектакль, который можно буквально разобрать по номерам и показывать их отдельно. Благодаря филигранной и кропотливой работе с актерами хореографа Олега Глушкова и музыкального руководителя Татьяны Агаевой получился удивительно профессионально исполненный спектакль, смотря который забываешь, что на сцене — драматические актеры, да еще совсем неопытные.