Старый новый жанр
Молодые актеры Театра имени Вахтангова сыграли старую оперетту, рассказывающую о прошлом нашей страны, где не все было так плохо. Шлягеры советской эпохи, похоже, свежи как никогда. «Белая акация» — последняя оперетта Исаака Дунаевского. Она была написана в 1955 году и не закончена из-за смерти композитора. Ее ставили в театре «Московская оперетта» и — с еще большим успехом — в Одесском театре музыкальной комедии, в 1972 даже сняли музыкальный фильм «Только ты», впрочем, не самый популярный.
В последнее время сколько-нибудь заметных постановок «Белой акации» не случалось. Еще бы — ведь это не оперетта, а сущий анахронизм! Одесса, город — герой главных арий «Белой акации», давно уже стала заграницей и в глазах общественности растеряла львиную долю своего романтического обаяния. Невинные любовные истории с поцелуями за кадром — вообще непонятно что в век постсексуальной революции.
И, однако, именно это глобально устаревшее произведение Владимир Иванов выбрал для одного из дипломных спектаклей своего курса в Театральном училище имени Щукина, и именно его включил в репертуар Театра Вахтангова его художественный руководитель Римас Туминас, приняв в труппу и весь отличившийся курс.
Простая наивная история, простые красивые мелодии и простые смешные шутки — оказалось, этого вполне достаточно не только для того, чтобы во всей красе продемонстрировать музыкально-хореографические способности выпускников, но и чтобы привести в восторг современную непростую публику. Место действия — Одесса. Главная героиня — Тоня Чумакова, которая мечтает стать радистом и влюблена в капитана китобойца «Салют-8». На заднике — синее-синее небо с белыми-белыми облаками, к колосникам подвешена гипертрофированная красная звезда — чуть криво, чтобы подчеркнуть ее полную аполитичность.
В оформлении (Максим Обрезков) советское ретро приобрело мультипликационную яркость и «глянцевую» эстетичность. Впрочем, исторические реалии, провоцирующие острую ностальгию, — вовсе не были сверхзадачей постановки. Шлягеры полувековой давности и архетипичные герои советского искусства настолько «переработаны» молодыми актерами, что воспринимаются новенькими с иголочками.
Ощущение парадоксальное, ведь образы сверхположительного капитана (Александр Константинов), сверхотрицательного спекулянта (Артур Иванов), неверной невесты (Мария Волкова) и целеустремленной героини (Ольга Немогай), несмотря на легкую карикатурность, очень узнаваемы, а голоса их звучат ну совсем как на старой пластинке — певуче и не по-нашему. Так что склонным ностальгировать зрителям предоставляются широкие возможности всплакнуть под «Песню об акации» и покачать головой в такт знаменитому трио «Ах, Саша, ах, Леша?». Да и несклонным — а вернее, тем, у кого в силу возраста ностальгия еще впереди, — скучать не придется. Безупречные вокальные и хореографические номера вкупе с насыщенной комедийностью создали увлекательный и остроумный спектакль без особенных глубин, зато с несомненными высотами.
Находки и открытия вахтанговской «Белой акации», как и положено бывшему студенческому спектаклю, касаются актеров — как индивидуальностей и как ансамбля. Очаровательное сопрано Ольги Немогай покоряет буквально с первых нот. Маленькая шустрая сластена Катя, будучи, несомненно, второстепенным персонажем, в исполнении Марии Бердинских становится одной из самых запоминающихся героинь спектакля. А самым ярким из героев — обаятельный бабник Яшка-Буксир Артура Иванова. В спектакле участвуют около 30(!) актеров, и назвать их поименно, увы, нет никакой возможности. Впрочем, можно утешиться тем, что имена многих из них зазвучат, и очень скоро.