России запрещают театр

Дарья Гаврилова от 9 октября 2008

В театральной сфере — скандал. Отныне на территории РФ официально запрещено ставить пьесы «Милый лжец» Джерома Килти, «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза и «Маркиз де Сад» Юкио Мисимы. Внезапно оказалось, что идущие много лет постановки необходимо срочно убрать из репертуара.

Может показаться, что масштабы скандала малы, но «пострадавшие» театры крайне тяжело переживают потерю. В чем причина запрета, никому не известно. По полученным от РАО данным, одно из четырех крупнейших актерских и литературных агентств США — компания International Creative Management, Inc. (ICM) — просто-напросто отказалась продлевать права на использование вышеуказанных произведений.  Никаких разъяснений американской стороной предоставлено не было. Театрам, однако, пришлось подчиниться и изъять из репертуара очень успешные постановки.

К примеру, в театре им. Вахтангова пьеса «Милый лжец» в постановке Адольфа Шапиро шла с 1994 года, а задействованы в спектакле были народные артисты — Юлия Борисова и Василий Лановой. К сожалению, с «Лжецом» нельзя будет даже попрощаться: все запланированные показы уже сняты. Говорят, правда, что Василий Лановой не хочет сдаваться без боя и планирует попросить помощи и поддержки для российской постановки пьесы американского драматурга у королевы Елизаветы II.  И его негодование можно понять: теперь у народного артиста «активными» осталось всего лишь два спектакля — «Посвящение Еве» и «Фредерик, или бульвар преступлений». Оба они идут на сцене театра Вахтангова, и в обоих у Василия Семеновича главная роль. Однако все-таки это не то: «Лжец» ведь был практически бенефисом, работой в паре с Юлией Борисовой. Да и играл там профессор Щукинского училища не абы кого, а выдающегося драматурга Джорджа Бернарда Шоу.

Комментарий по поводу степени серьезности намерения актера обратиться к Британской королеве в пресс-службе театра им. Вахтангова Стране.Ru дать не смогли, однако любезно зачитали текст письма, присланного агентством ICM РАО, в котором и содержится информация о запрете.

Документ составлен крайне запутанным казенным языком, но общая суть такова: до 2004 года авторские права всех трех пьес, в том числе и «Милого лжеца», в России не охранялись никак. С 2004-го года РАО взяло наблюдение за сохранением авторства под свой контроль и начало самостоятельный поиск правовладельцев. Этот розыск и вывел РАО на ICM, куда был послан официальный запрос.

С ответом в Америке сначала долго тянули, а потом вынесли безжалостный вердикт — запретить! Директор компании Бадди Томас только констатировал, что права на пьесы «недоступны». И добавил, кажется, уже издеваясь: «К счастью, в мире существуют сотни тысяч других пьес, пригодных для постановки. Ваши актеры могут стать героями пьесы под названием „Игра в Джин“. Кажется, по возрасту они подходят. Однако я не представляю ту пьесу и не знаю точно, кто представляет. Удачи вам».

«Заменить спектакль невозможно, — посетовала пресс-секретарь театра. — У нас, конечно, планируются и готовятся премьеры — но ни одна из них не способна занять место спектакля, шедшего более десяти лет».

Хочется верить, что это не политика вмешивается в мир культуры и искусства. Однако есть факты, косвенно свидетельствующие об обратном: письмо с отказом из Америки пришло в РАО 11 августа — через три дня после начала трагических событий на Кавказе. К тому же театр им. Вахтангова оказался единственным местом в столице, где шла хотя бы одна из запрещенных постановок. Какой, казалось бы, смысл может видеть Америка в запрещении показа одного-единственного спектакля в одном-единственном театре? Такому абсурду может быть только одно более-менее логичное объяснение, увы, носящее политическую окраску: этот запрет — очередное неодобрение международной политики России.