С российских театральных подмостков исчезнут сразу несколько популярных постановок.
В числе запрещенный пьес — «Милый лжец» — спектакль, который уже много лет с аншлагами идeт в столичном театре Вахтангова.
Американская компания — владелец авторских прав на эти пьесы — запретила ставить их в России — неожиданно и без объяснения причин. Их переписку нашли в шляпной коробке в 1940 году, после смерти некогда известной актрисы Стеллы Патрик Кемпбелл. Почти четыре десятилетия она дружила с прославленным драматургом Бернардом Шоу. Свою Элизу в знаменитом «Пигмалионе» Шоу писал специально для неe.
«Она была великой чародейкой и среди прочих околдовала и меня», — говорил писатель. Их письма и легли в основу пьесы «Милый лжец» американского журналиста и актeра Джерома Килти.
У нас еe прославила МХАТовская постановка 1963 года с Ангелиной Степановой и Анатолием Кторовым. В 1964 году этот спектакль блестяще играли в Моссовете легендарные Любовь Орлова и Ростислав Плятт. Очередная российская премьера пьесы состоялась в мае 1994 года в театре имени Вахтангова в постановке режиссeра Адольфа Шапиро с Юлией Борисовой и Василием Лановым. Уже много лет спектакль пользуется неизменным успехом, однако, вскоре прекратит своe существование на российских подмостках.
Агент правообладателя американская компания International Creative Managment, а точнее еe директор Бадди Томас, уведомил Российское авторское общество о том, что больше не желает, чтобы «Милый лжец» Килти, а также пьесы «Маркиза де Сад» японского писателя Юкио Мисима и «12 разгневанных» мужчин Реджинальда Роуза, играли в России.
Переговоры о возможности ставить эти пьесы шли с 2004 года. Владимир Григорьев, заместитель директора департамента Российского авторского общества: «Отказ был озвучен трижды и последний раз с изрядной долей раздражения. ..» Никаких объяснений американский адресат даeт. Нам также не удалось ему дозвониться, телефон на автоответчике, офис закрыт.
В самом театре после последнего августовского письма Бадди Томаса тоже попытались спасти спектакль. Директор Сергей Сосновский даже вступил в переписку с американским агентом и, в отличие от переписки Бернарда Шоу и Стеллы Патрик Кемпбелл, она оказалось короткой, да и тeплым это общение не назовeшь. Сергей Сосновский, директор Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова: «н написал, что есть много других прекрасных авторов, к ним и обращайтесь… Удачи, ваш Бадди Томас».
У театра имени Вахтангова собираются зрители. Именно сегодня они пришли на «Милого лжеца». Актeр Василий Лановой готовится к спектаклю. Актeр эмоционально говорит о пьесе, в которой играет уже 14 лет, и которую сегодня снова предстоит играть, но, вероятно, в последний раз. Театральный роман с «Милым лжецом» заканчивается разлукой.