Пою о тебе я, Одесса моя
Молодой, свежий, веселый и музыкальный студенческий спектакль Театра им. Вахтангова об Одессе 50-х годов. В основу положена самая последняя оперетта Исаака Дунаевского «Белая акация».
Сюжет почти не имеет значения, но, если вам угодно, то в двух словах дело было так. Девушка Тоня полюбила героя-моряка Костю Куприянова, поступила радисткой на китобойное судно и стала слать ему телеграммы от имени невесты — вздорной вертихвостки Ларисы, которая в это время весело проводила время в порту. Обман, ясное дело, вскрылся ближе к финалу, и Костя сделал единственный правильный выбор.
«Белую акацию» — советскую оперетту 50-летней выдержки — поставил со своими студентами Владимир Иванов, режиссер культовых вахтанговских хитов: «Царская охота», «Дядюшкин сон», «Мадемуазель Нитуш». В принципе, дипломная работа не должна была выйти за рамки Щукинского театрального училища, если бы не любовь зрителей. Остроумная инсценировка по советской классике многим пришлась по душе. В результате «Белая акация» получила премию «Золотой лист» в номинации «Лучший актерский ансамбль» и была принята в репертуар Театр им. Вахтангова вместе с учениками Владимира Иванова.
Успех «Белой акации» вполне заслуженный. На фоне кассовых комедий и «ниже поясных» антреприз этот наивный ретро-спектакль смотрится откровением. С первых минут мы переносимся из современной Москвы в Одессу 50-х. На веревках сушится белье, во дворе бегают дети, соседи играют в шахматы, соседки переругиваются, из окна доносится песня Тони? Она поет о море, о белой акации, об Одессе. Что еще вам нужно для полного счастья?
Декорации и костюмы Максима Обрезкова настраивают на веселый, слегка ностальгический лад. На девицах — старомодные советские платья, на мужских жилетах — вышитые звезды, в глубине сцены большими буквами написано: «Одесса — город герой» и звезда размером с пианино угрожающе зависла над маленьким оркестром. Г
лавная радость зрителей — это замечательный актерский ансамбль спектакля и, конечно, сами песни. Недавние студенты прекрасно поют и танцуют. Чтобы дать им возможность лучше проявить себя, режиссер вставил во второй акт «праздник Нептуна». Тут зрители увидят главные хиты программы: залихватский мужской танец моряков «Яблочко», где солирует маленькая и смешная Катя, любительница конфет «Тузик» (Мария Бердинских); коллективную девичью песню «Каким ты был, таким ты и остался» (исполняется эмоционально: то с нежностью, то с ненавистью сквозь зубы); и сольный актерский номер главной героини Тони — Ольга Немогай в красках изображает страдания маркизы и ее собеседника из песни «Все хорошо, прекрасная маркиза!», переигрывая даже Леонида Утесова.
Вообще, играть «Белую акацию» без иронии сегодня невозможно. Тексты Владимира Масса и Михаила Червинского на современный слух — ужасная ересь, сюжет банален, герои — неимоверные простаки. Словом, для исполнения Дунаевского, нужно было или полностью переписать либретто, либо найти верный ключ. Владимир Иванов нашел. Он научил актеров смотреть на своих героев с ехидством современной молодежи и живо комментировать их поступки, используя ремарки и свежие интонации. В результате многое выглядит не так, как в советской экранизации. Ничего пошлого и крикливого в спектакле нет. Он замешан на любви, ностальгии и фирменном одесском чувстве юмора. В финале зрители не торопятся уходить, а актеры с энтузиазмом повторяют номера на «бис». Можно сказать, что «Белая акация» на сегодняшний день — единственный «советский» мюзикл столицы.