Ульянов — это настоящий человек!

Газета от 27 марта 2007

Ушел из жизни великий русский актер Михаил Ульянов, не дожив всего восьми месяцев до своего 80-летия. Те, кто окружал его в последние годы, видели, как трудно ему приходится в борьбе с мучительными болезнями. Осенью прошлого года Михаил Александрович хотел оставить родной Театр имени Вахтангова, которому прослужил более полувека, причем последние 20 лет — как художественный руководитель. Но его уговорили остаться — только до конца этого сезона.
Его человеческая порядочность, честность, высокое благородство были столь очевидны для окружающих, что вокруг него всегда сплачивались верящие ему люди. Именно поэтому, когда создавался Союз театральных деятелей России, не нашлось лучшей кандидатуры на пост председателя, чем Ульянов. И даже оставив в 1996 году эту неблагодарную работу, он так и остался до конца своей жизни почетным председателем СТД России.
Но кроме чинов и наград в его жизни было кое-что поважнее: десятки виртуозно сыгранных в театре и кино ролей. Кого бы он ни играл, Ульянов был из тех, чье лицо не забывается после окончания киносеанса или спектакля. Те, в кого он своим искусством вдохнул жизнь, теперь навсегда останутся с нами: маршал Жуков и Тевье-молочник, генерал Чарнота и Сталин, Бригелла и Председатель, Рогожин и Ленин, Митя Карамазов и Ричард III.

Многие годы Михаил Ульянов дружил с семьей Владимира Наумова и Натальи Белохвостиковой. Актриса Наталья Белохвостикова вспоминает сегодня на страницах «Газеты», каким был Михаил Ульянов.

«Мы играли с Михаилом Александровичем в фильмах Наумова «Легенда о Тиле» и «Выбор». А два года назад работали вместе с ним на съемочной площадке в фильме «Год Лошади — созвездие Скорпиона», который сняла моя дочь Наталья Наумова. Теперь получается, что этот фильм оказался последним для Михаила Ульянова. А познакомилась я с Ульяновым тогда же, когда и с Наумовым, то есть сразу после выхода на экраны фильма «Бег», где он так замечательно сыграл Чарноту. С тех пор мы всегда дружили. Он со своей супругой был на нашей свадьбе с Наумовым в 1972 году, хотя там было очень мало народа — так мало, что на двух руках хватит пальцев, чтоб пересчитать.
Ульянов был замечательным и удивительным. Сейчас иногда говорят про звезд, которые у нас появляются. А он принадлежал к тому великому поколению, где не было звезд. Но это были глыбины, которым не надо было иметь ни званий, ни высоких гонораров, а их знала вся страна и мир. Они были мистически сильными и наполненными. Сейчас я просто не знаю актера, равного талантом Михаилу Ульянову. А каким потрясающим партнером он был!
После фильма «Выбор», где я сыграла две роли — его жену и его дочь, я была ему невероятно благодарна. Он просто растворялся в партнере, всегда готовый придти тебе на помощь. Он был неконфликтен и не капризен. Попросту говоря, это был великий артист, который, обходясь без ненужной мишуры, просто шел к своей цели. Он был очень интуитивным актером. А поскольку они с Наумовым до этого уже снимали «Бег», то они понимали друг друга с полуслова.
Свою первую роль у Наумова я сыграла в «Легенде о Тиле». Я играла Неле, а Ульянов — Клааса. И вот с тех самых пор, когда мне хочется о чем-то спросить Наумова, я прихожу к нему и, стуча кулачком о кулачок, как это делает Ульянов в «Легенде о Тиле», говорю ему: «Оч-чень хочется знать». И неизменно это вызывает страшный хохот у моего мужа. Это у нас с ним уже многие годы — как наш пароль, который знаем только мы. Я никогда еще никому про это не рассказывала. Когда мы снимали «Тиля», у нас были постоянные экспедиции в Германию, Польшу, Бельгию. Когда снимали «Выбор», то вместе с Ульяновым ездили в Венецию.
В общем, это были годы путешествий, и мы тогда очень сдружились с Ульяновым. Постоянно чаевничали вечерами в гостиничном номере. На мой взгляд, Ульянов — это настоящий человек. Человек той эпохи, когда люди вызывали друг друга на дуэль, человек не из нашего века. Он и Иннокентий Михайлович Смоктуновский — вот люди, которые больше всего на меня повлияли. Я им благодарна за себя и за свою судьбу. Если бы не они, я бы не стала такой, какой стала. Потому что великие актеры, великие партнеры задают высокую планку, к которой ты интуитивно тянешься, хочешь ты этого или нет. Глядя на них, понимаешь, как надо. И еще понимаешь, что нельзя делать вещи, за которые потом будет стыдно».