Вышел ежик из тумана, вынул скрипку из кармана
«Тилимилитрямдия», «Как львенок и черепаха пели песенку» и, конечно же, гениальный норштейновский «Ежик в тумане» — визитную карточку писателю Сергею Козлову обеспечила мультипликация. Два года назад питерское издательство «Азбука-классика» исправило несправедливость и собрало в одной книге «Все о ежике, медвежонке, львенке и черепахе» — разбросанные по разным изданиям сказочные притчи Сергея Козлова. И оказалось, что это потрясающая литература — тонкая, нежная, печальная и дарящая надежду. И ей все возрасты покорны — мой трехлетний ребенок так понимающе смотрел, когда я, читая, останавливалась, чтобы сглотнуть комок в горле.
Сергея Козлова ставят понемногу в детских театрах, но педагог Щукинского училища Андрей Щукин решил, что его спектакль будет только для взрослых. И зря, по-моему, — приведенные вопреки запретам дети смотрели замечательно. Возможно, стоило бы расщедриться на двухчастный, более объемный спектакль (тексты-то какие), по-другому построить инсценировку, сохранить авторский голос, в котором осталась соль. Другими словами, попытаться быть конгениальными. Но брюзжать по этому поводу глупо. Ведь спектаклей о дружбе, жизни, смерти, красоте, тишине и времени, спектаклей, где одушевлены предметы и воодушевлена природа, спектаклей, где встречаются мудрость, детское простодушие и неожиданный угол зрения, да и попросту спектаклей для всей семьи у нас раз-два и обчелся.
«Ежик в тумане» родился так, как, наверное, и должны возникать спектакли — пророс травой сквозь всякие репертуарные планы и соображения о кассовых сборах. Просто собрались люди и стали репетировать, играя сами с собой. Ты будешь Ежиком (самый старший из всей компании Юрий Красков, сыгравший чудака-поэта с проницательным взглядом и неожиданными фантазиями — за такими часто бегает детвора). Ты — Медвежонком, тугодумом с большой душой, для которого нет большего счастья, чем переживать за друга и любить его (Евгений Косырев). Ты — непоседой Зайкой, которая стремительно взрослеет, когда, преодолев все детские страхи, начинает бояться осеннего шороха листьев — так звучит убегающее навсегда время (Евгения Крегжде). Ну а ты- Осликом, юношей бледным со взором горящим, последним романтиком (Дмитрий Кубасов).
Для начала разобрали инструменты — бандонеон, который Ежик называет скрипкой, контрабас, гитару и трещетки. Настроились на общую тональность. И заиграли свою тему — чудаков и чудиков, которые не имеют никакого отношения к героям нашего времени, но которые делают любое время чуть более сносным.