Королева красоты по-Вахтанговски

Екатерина Уралова, Московская правда от 7 октября 2006

23 сентября в театре Вахтангова состоялась премьера пьесы Мартина Мак-Донаха «Королева Красоты». Ирландский драматург Мартин Мак-Донах, недавно покоривший Европу, добрался и до России. Эксцентричный писатель, завоевав множество театральных премий и репутацию скверного парня, признается, что на его творчество несомненно повлияли фильмы Квентина Тарантино и Дэвида Линча. Ноу хау пьес Мак-Донаха состоит в изображении жестокости современной жизни в обрамлении фееричного черного юмора, который доселе царил только в кинофильмах. Театр Вахтангова живо откликнулся на новые веяния и пригласил Михаила Бычкова поставить «Королеву красоты». Примечательно, что Михаил Бычков, как и Мак-Донах, еще вчера был известен только в провинциальных театрах, а теперь он один из ведущих московских режиссеров. Специфика пьес Мак-Донаха для Бычкова не нова — он уже обращался к этому автору, поставив в воронежском театре «Калеку с острова Инешмаан». В содружестве со сценографом Эмилем Капелюшем Бычков построил на сцене нищий провинциальный дом, за окном которого идет дождь, проливаясь на предполагаемые зеленые ирландские просторы. В этой глубинке обитают героини спектакля — Морин (Юлия Рутберг) и ее мать Мег (Алла Казанская). Старушка терроризирует дочь, препятствуя ее личному счастью. У Морин же намечается роман с приехавшим погостить другом юности Патом Дули (Александр Рыщенков). Однако вездесущая мать не дремлет и легкой рукой разрушает надежду Морин на будущее, не подозревая, что ее ждет жестокая расплата. Бесподобны актерские работы Юлии Рутберг и Аллы Казанской. Что только не вытворяют их героини! Спорят, ссорятся, обвиняют друг друга, демонстрируя единство и борьбу двух противоположностей. Диалоги матери и дочери — самые сочные сцены спектакля; в них столько ненависти и любви. Спектакль вышел на редкость цельным и совершенно лишенным отголосков русского стиля, будто бы режиссер всю жизнь прожил в Европе и не понаслышке знаком со всеми тонкостями жизни ирландцев, включая их вечную вражду с англичанами. Театру Вахтангова удалось одному из первых ухватить за крыло свежую тенденцию и предложить зрителям «новую драму» в исполнении талантливых актеров.