Ирландская трагедия

Наталия Мочалина, Mosafisha.ru от 3 октября 2006

В Театре им. Евгения Вахтангова состоялась премьера «Королевы Красоты» М. Мак-Донаха. Это первая постановка в Москве ныне хорошо известного драматурга.

Мартин Мак-Донах родился в 1970, бросил школу в 16 лет, а в 26 за восемь дней в агрессивно жестоком и грубом стиле написал свою первую пьесу “The Beauty Queen of Leenane”. Стиль нашел своих почитателей, а пьеса и сейчас имеет большой успех. В 1997 уже четыре его пьесы шли на подмостках Лондона. Сегодня Мак-Донах модный драматург, обладатель многочисленных наград, его пьесы идут во многих городах и странах, а теперь и в Москве.

Ставить пьесу в Театре им. Евгения Вахтангова был приглашен руководитель Воронежского Камерного театра Михаил Бычков, который уже имел опыт работы с пьесами Мак-Донаха. Главные роли театром были доверены замечательным актрисам труппы — Алле Александровне Казанской и Юлии Рутберг. В одном бедном доме в захолустном ирландском городке Линэн живут старуха мать и ее взрослая дочь. Дочь более всего на свете хочет замуж, а мать всеми силами стремится удержать дочь около себя. Конечно, мы догадывались, что проблема матерей и дочерей существует и в ирландской глубинке, но чтобы в такой форме?

Зритель застает фактически финальную часть конфликта. Дочь кроме работы и постоянно что-то от нее требующей матери в своей жизни не видит ничего, а ведь в молодости она была «королевой красоты», пусть даже в глазах лишь одного человека. Она считает мать основным препятствием к своему счастью, жизнь с ней кажется ей беспросветной. Безусловно, за двадцать лет постоянное ворчание и старческий маразм могут испортить жизнь и довести до отчаяния кого угодно, но дочь в исполнении Юлии Рутберг это подводит к крайней черте. Она в своих фантазиях мечтает встретить мужчину, который размозжит старухе череп, а потом они обнявшись будут стоять у ее гроба. Эти фантазии она открыто пересказывает своей матери, на что та, бесстрашный человек, саркастически замечает, что стоять у ее гроба ей придется лет в 70, и вряд ли кто захочет ее тогда обнять.

Великолепная психологическая игра Аллы Казанской и энергия Юлии Рутберг не дают залу отвлечься от действия ни на минуту, спектакль сделан очень добротно и смотрится на одном дыхании. Алла Казанская настолько правдива и вызывает такие эмоции, что в этом конфликте невольно становишься на ее сторону, а реакция дочери на мать кажется неадекватной.

Мужская линия в спектакле досталась Александру Рыщенкову (друг молодости) и Егору Раввинскому (младший брат друга). Мы узнаем о тяжелом труде ирландских рабочих на английских стройках, которые те мечтают сменить на американские, а после трудового дня и кружечки-другой пивка они уносятся мыслями в родные ирландские края к своим «королевам красоты». За двадцать лет ни разу не навестив свою «королеву», друг, наконец, пишет ей письмо и назначает встречу. Свидание состоялось, и они готовы попробовать начать все сначала. Дочь счастлива, мать нет. Пытаясь помешать дальнейшему развитию отношений, мать всячески чернит дочь в глазах возлюбленного. И здесь открывается деталь, которая может объяснить многое в поведение дочери — дочь была душевно больна. Счастливому концу случиться не суждено. Братик дважды передает письма не в те руки. Не получив ответа, друг уезжает за океан и там женится. А свои страшные фантазии дочь исполняет сама — мать убита, впереди пустота.

На сцене художником Эмилем Капелюшем представлен быт в глухой ирландской деревне, хотя по пьесе все происходит хоть и в захолустном, но все же городе. Убогая обстановка в доме, мрачные тона создают гнетущую атмосферу, явно говорящую, что добром здесь не кончится. Даже милые детали деревенской жизни, живые курицы на заднем плане, не делают жизнь веселее. Технические средства задействованы по полной программе: дождь, ветер, листопад и пиротехнические эффекты — помогают передать атмосферу быта.

В начале спектакля трудно понять, в какое время происходит действие. Включение переносного телевизора дает некоторый временной ориентир, потом упоминается 89 год. Но за радиоприемник выдается громкоговоритель времен Отечественной войны, по которому слушали сводки Совинформбюро. И начинают закрадываться сомнения в правдивости сцены — бутафория старше телевизора лет на сорок минимум. Хотя Ирландия не Россия, может там действительно все так и есть. Мартин Мак-Донах сегодня модный драматург, и мода, наконец, дошла до Москвы! В этом сезоне о своих намерениях поставить его пьесы уже объявили Кирилл Серебренников, Константин Райкин, Генриетта Яновская, Оксана Мысина и Ирина Керученко.