Собака на сене

Валерия Гуменюк, Театральная касса от 16 октября 2006

Не терзайте себя понапрасну. Не вспоминайте прекрасный старый фильм «Собака на сене» с Тереховой и Боярским в главных ролях, направляясь на одноименный спектакль в Театр имени Вахтангова. Нет, история осталась прежней, и место действия то же — Италия. Только стиль другой — не изысканный Ренессанс, а жгучая современность.

Может быть, причиной тому — необычный актерский состав этой постановки: главные роли, а также большинство других играют студенты Щукинского училища. А режиссер спектакля — руководитель их выпускного курса актер Вахтанговского театра Юрий Шлыков.

Можно только позавидовать боевому задору, с которым выскакивают на сцену молодые актеры. Красавица графиня Диана — Елена Ташаева полностью оправдывает свое имя: это настоящая охотница, дерзкая, высокомерная, порывов и нахмуренных бровей которой побаиваются все слуги без исключения. Хотя нет, исключение есть: ее секретарь Теодоро. В исполнении Александра Лобанова это удалой рубаха-парень, выгодно выделяющийся своей непосредственностью на общем фойе благородных,’ но занудных кандидатов в женихи вдовствующей графини. Внезапно вспыхнувший интерес Дианы к Теодоро подобен случайной искре, от которой занимается пожар.

Нешуточные страсти кипят на сцене — где уж тут соблюдать приличия! Вместо того чтобы отхлестать незадачливого возлюбленного веером по щекам, как в пьесе, графиня погонит его по кругу ударами хлыста, как дрессировщица — непослушного тигра. Не титул мешает этой Диане снизойти до собственного слуги, а ее чрезмерная гордыня, не позволяющая склониться перед мужчиной. Несмотря на то что автор пьесы — испанец, действие ее, как уже было сказано, происходит в Италии, что дало режиссеру повод включить в спектакль мелодичные итальянские песни в исполнении прекрасной итальянки Клары (Валерия Ланская).

А особую атмосферу средиземноморского побережья создают легкие, лаконичные, но чрезвычайно выразительные декорации: только небольшой фонтан и высокая ажурная беседка на фоне безбрежного моря. Автор сценического оформления и костюмов — Максим Обрезков, чье участие в постановке становится своеобразным залогом ее успеха. За время спектакля графиня пять раз меняет наряды, причем каждому из них позавидует любая московская модница. Особенно хороша Диана в красном платье с глубоким вырезом и причудливой шляпке-таблетке того же цвета с длинными перьями, напоминающими солнечные лучи.

Яркие краски пестрых костюмов вступят в симбиоз с зажигательным ритмом танцевальной музыки в финальном танце всех молодых актеров. Выпускники Щукинского училища танцуют так же, как играют: отдавая всю страсть, все силы их юных душ. И, если бы аплодисменты могли быть эквивалентом оценок, не пять, а десять баллов стояло бы в их дипломах.