Театр имени Вахтангова поставил пьесу Горького «Зыковы»
МОСКВА, 3 апреля. /ИТАР-ТАСС/. В Московском академическом театре имени Вахтангова сегодня премьера. Здесь впервые сыграют пьесу Максима Горького «Зыковы». Правда, на афише она значится под иным названием: «Люди как люди». Это, пожалуй, единственная «поправка», которую позволил себе внести в авторский текст классика Вахтанговский театр. Во всем остальном — точно, как у Горького.
Поставил спектакль маститый режиссер Владимир Иванов, который не нуждается в представлении. Профессор Щукинского училища, он воспитал не одно поколение актеров, многие из которых блистательно играют в спектаклях, созданных их учителем на вахтанговской сцене. В их числе, к примеру, — «Дядюшкин сон», «Царская охота», «Мадемуазель Нитуш» и, наконец, «Матренин двор» по Солженицыну. Все они идут годами, собирая аншлаги. И это лучшее свидетельство того, что их создатель обладает редким даром — умением сделать спектакль интересным и для актеров, и для зрителей. Стойкий приверженец русского психологического театра, Владимир Иванов своими работами убедительно доказывает, что этот метод художественного общения ничуть не устарел и занимает достойное место в современной сценической практике.
«Островский, Чехов и Горький — три кита, на которых стоит русская драматургия, — заявил режиссер в интервью корр.ИТАР-ТАСС. — Вот и пьеса „Зыковы“ тоже в числе классических образцов, которые, как известно, не теряют актуальности. Написанная 100 лет назад, она рассказывает о социальных катаклизмах, разбитых надеждах, ощущениях приближающейся катастрофы». «Разве все это не свойственно нашему времени?», — задается риторическим вопросом режиссер. Но главная причина непреходящей актуальности классики, по его словам, в «неизменности человеческого естества», что потрясающе отражено и в горьковской пьесе. Недаром же спектакль называется «Люди как люди».
Действительно, сколько людей, столько и судеб. Для одних жизнь — кулачный бой и утрата иллюзий, для других — поиски добра и света, кто-то пытается очиститься любовью, путая ее со страстью, что не тождественно, ибо любовь — все отдать, страсть — завладеть. Эгоизм, мешающий услышать другого и ответить ему состраданием, леденящие душу страхи, боль одиночества — буквально весь калейдоскоп нравственных категорий присутствует в пьесе Горького. Но только каждый человек во все времена отвечает на эти вопросы по-своему.
На главную роль — лесопромышленника Антипы Зыкова — приглашен популярный актер театра и кино Алексей Гуськов. А вот его жена — известная вахтанговская актриса Лидия Вележева выступает в роли сестры главного героя — Софьи. «Алексей — очень хороший партнер, — призналась Вележева корр.ИТАР- ТАСС. — Но в данном случае мне выпала чрезвычайно трудная роль, подобно которой у меня никогда не было в театре». И это говорит актриса, воплотившая десятки женских образов и на сцене, и на экране, где, в частности, сыграла Настасью Филипповну в телесериале «Идиот». Полную солидарность с супругой высказал и Алексей Гуськов, который откровенно поведал, что в работе над образом Антипы Зыкова для него «все было сложным».
В спектакле по пьесе своего деда занята и одна из старейших актрис Вахтанговского театра — 83-летняя Дарья Пешкова.