Максим Суханов: Над ролью работаю даже во сне
Его компания привезла на Кубань, в Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького и Зимний театр Сочи, в рамках Года театра «Культурной Олимпиады» спектакль Владимира Мирзоева «Предательство» по пьесе нобелевского лауреата Гарольда Пинтера. «Это наша с продюсером Алексеем Петрухиным копродукция под шапкой Московского драматического театра им. К. Станиславского», — сказал актер. На мастер-классе, проходившем без участия его партнеров по спектаклю Андрея Мерзликина и Анны Чуриной, Максим Суханов говорил:
… о «Предательстве» и предательстве.
— «Предательство» — не «мыльная» история адюльтера, а психодрама: она не может быть несвоевременна или несовременна. Пинтер — тонкий, глубокий, многослойный драматург. С таким текстом интересно работать: если режиссер дает талантливый разбор роли и концепцию спектакля, автор постоянно, снова и снова открывается для тебя заново в контексте времени, партнеров на сцене. Если режиссер, пьеса, сценарий неталантливы — лучше не работать. Сложно? В случае «Предательства» та сложность, что возникала, — во благо. Что касается человеческого предательства, то полную бескомпромиссность хорошо иметь в виду, но не в жизни: не думаю, что обобщения хороши. Кто предал? Кого предал? Взять Пинтера: в пьесе нет ответа, кто предатель — мой герой, его друг или жена. И что привело к этой ситуации: не мой ли Роберт был виновником того, что все, кто рядом с ним жил, пошли этой дорогой?
…о Мирзоеве и театре
— С 1985 года я актер театра им. Евгения Вахтангова, но работаю и вне его с Владимиром Мирзоевым: нам до сих пор интересно друг с другом. Работу над ролью выстраиваю следующим образом: как можно больше говорю с режиссером, стараюсь почувствовать его мотивации. Почему именно так он видит текст и почему именно меня в этой роли? Коммуникация бывает разная: мы можем сидеть и молчать часами или насыщать друг друга в режиме вопрос-ответ. Домашняя же работа всюду: я не ленивый и любопытный. Информация для роли приходит из прогулок, литературы, художественного и документального кино, наблюдений. Есть установка: разобраться в персонаже, и работа происходит даже во сне! Я смотрю на театральный текст с той точки зрения, насколько мне интересна его идеология, насколько он парадоксален или неожиданен. Потом встречаюсь с режиссером, который подтверждает или опровергает мою влюбленность. Сейчас работаю над премьерой в театре им. Вахтангова: режиссер Римас Туминас поставил спектакль «Ветер, который шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Моими партнерами будут Владимир Вдовиченков и Владимир Симонов, премьера 19 февраля.
…о «Стране глухих» и кино
— У меня восемь-десять спектаклей в месяц, а в кино я снимаюсь в одном фильме в год-полтора. И до сих пор нравится и то, и то. В кино мне хотелось бы играть больше, но от многих сценариев отказываюсь — неинтересно. Сценарий «Страны глухих» Ренаты Литвиновой мне понравился сразу, хотя Валера Тодоровский его основательно переписал. Для этого фильма я освоил кое-что из языка немых: не все, а основные жесты, механизм рождения слова позаимствовал у приятеля с курса слабослышащих в Школе-студии МХАТ. У него и других ребят не сложилась актерская судьба: они не работают в театре, кто-то уехал в США… В этом году у меня должны выйти три картины, они сняты от года до трех лет назад. Первая — «Мишень» Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина, где я играю министра недр РФ. Ее покажут 14 февраля в 18.30 в конкурсе «Панорама» 61-го Берлинского кинофестиваля: я бы очень хотел поехать, потому что это мой первый международный кинофестиваль, но у меня прогон в театре. А вы приходите (смеется). Вторая — «Святитель Алексей» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова. А третья — «Борис Годунов» Владимира Мирзоева по Пушкину: проект уже готов, сейчас занимаемся титрами, вероятно, будет премьера в Интернете. Больше предложений о съемках нет.