Голгофа Ивонны

Вечерняя Москва от 20 января 2011

В Театре Вахтангова — премьера по пьесе польского классика Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская» в постановке Владимира Мирзоева. Витольд Гомбрович — классик польского авангарда, оказавший влияние на европейскую литературу и драматургию ХХ века.

«Ивонна, принцесса Бургундская» написана в 1938 году, дата рождения пьесы сопричастна с появлением на политической арене чумы ХХ века — фашизма. Ее первая постановка состоялась в Польше в начале 50-х годов. Текст Гомбровича живет во времени, выявляя на разных этапах развития общества и театра разные проблемы, связанные с символами в культуре и подсознании человека. Больно сознавать, что уязвление национального достоинства, возникновение шовинизма в ХХI веке совпадают с проблемами 30-х годов. Место действия — некая сказочная страна, ее герои — нормальные люди, оказавшиеся в ненормальной ситуации, где аморальное становится нормой.

Стилистика пьесы неуловимо изменчива, жанры меняются — интеллектуальная драма превращается в фарс, сатира срывается в мелодраму, ибо современный мир — абсурдная свалка духовных, психологических стереотипов.

Кто эти герои? Мученики или клоуны? Трагики или фарсеры? Они играют со словом, смыслом, жизнью, уравнивая выигрыши и проигрыши, превращаясь в знаковые фигуры в отвлеченном понятии времени, где клоунада соседствует с трагедией, а мистика с реальным миром.

Ивонна — таинственный персонаж, аллегория, провоцирующая своей пассивностью дорогу в зазеркалье. Она существует в контексте христианских мифов «блаженны нищие в духе», «и последние станут первыми», «будьте как дети». Может показаться, что «голгофа Ивонны» всего лишь случайная рифма, почти каламбур, но, как известно, случайных рифм не бывает.

Впервые за много лет Мирзоев поставил спектакль без участия Максима Суханова, зато с участием его дочери Василисы. На одну из ролей приглашен Ефим Шифрин.