Анна Дубровская между небом и землей

Таллинн от 14 ноября 2010

Заслуженная артистка РФ Анна Дубровская приезжала в Таллинн на фестиваль «Золотая Маска в Эстонии», чтобы сыграть Елену Андреевну в «Дяде Ване» режиссера Римаса Туминаса.

«Меня с детства тянуло на сцену, — рассказывает она. — Я прекрасно помню, как смотрела в детстве фильмы про войну, и они так меня трогали, так бередили, что я потом, когда дома никого не было, подходила к зеркалу и разыгрывала какие-то сцены, представляя себя, например, матерью, которая провожает сына на войну, или девушкой, ждущей любимого с фронта. Эти роли доводили меня просто до истерики, я рыдала, обливалась слезами… И получала от игры дикое наслаждение. Видимо, так проявлялось то драматическое начало, которое было во мне заложено. Я вживалась в образ, что у меня происходил катарсис».

Никакие комплексы преодолевать не нужно!

— Ради катарсиса вы и пошли в театр?

— Да, это именно то наслаждение, которое достаточно ощутить на сцене один раз, чтобы понять, что ты заболел театром навсегда. С актерской профессией расстаться невозможно, всё время вспоминаешь это ощущение, когда ты — совсем не ты. Когда раскрепощаешься, когда уже не знаешь, на что ты способен, когда уходят все препоны и барьеры… Ты всё время стремишься испытать то, что однажды испытал. Такие моменты у актера бывают очень редко: ты словно между небом и землей, в другой реальности, всё контролируешь, всем управляешь. Вот честно, главное для меня в профессии — не слава, не признание, а именно катарсис. Слава профессии сопутствует, но она — не главное.

— Ваш дебют в кино — роль в фильме Сергея Никоненко «Хочу вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова с ним же в главной роли. Задорнов был известным сатириком, а вы — неизвестной актрисой. Такие ситуации чреваты психологическим стрессом…

— Я была студенткой второго курса. Конечно, волновалась как девчонка, но… Мне сложно говорить о дурацких неудачных лентах вроде этой. «Хочу вашего мужа» — специфическое кино начала 90-х, я всегда дико стыдилась этого фильма, там есть очень откровенные сцены. Почему-то надо было сниматься без лифчика, время диктовало бессмысленную «клубничку», а я была совершеннейшим ребенком и не могла настоять на своем, когда режиссер чего-то требовал. Я думала: я же актриса, надо преодолевать комплексы…

Сейчас я уверена, что ничего преодолевать не нужно. Если ты понимаешь, что не должен участвовать в этой сцене, каким бы гением ни был режиссер — не работай с ним. Нельзя предавать себя. Голое тело на экране — не мой путь. Но в 18 лет очень трудно понять, что себя ломать не надо, что никаких дивидендов тебе это не принесет. Есть актрисы, которые любят ездить по фестивалям и знакомиться с продюсерами, им это приносит дивиденды, а я всегда знала, что если буду налаживать связи таким образом, ничего, кроме грязи, в итоге не получу. Меня никуда не пригласят, и я вдобавок буду чувствовать, что делаю то, что мне претит. К этому приходишь с опытом. За сцену с голой грудью мне было стыдно много лет. Молоденькая дурочка была… Хотелось работать, сниматься, казалось, что надо использовать любой шанс.

— Часто пишут, что слава к вам пришла после «Ночного дозора», где вы сыграли вампиршу и подругу персонажа Ильи Лагутенко. Насчет славы — так оно и было?

— Не знаю. Сама я считаю, что успех ко мне еще не пришел, особенно в кино. В театре я сыграла довольно много интересных ролей, там были призы, театральные премии, а в кино я не состоялась пока никак. Единственная роль, которой я могу гордиться, причем независимо от того, что скажут критики, — это Сарра в «Иванове» Вадима Дубровицкого. Мне стыдно за фильм «Леший», например… Ты же с каждым годом растешь, меняешься, осознаешь: в эту реку входить нельзя. После «Иванова» я отказываюсь от 90 процентов ролей в кино. Читаю сценарии — и понимаю, что эти реплики невозможно произносить. Кто это пишет? Кто снимает? Приходишь знакомиться с режиссером — впечатление, что он букваря не прочитал в своей жизни. И этот человек меня пробует на роль!.. Ты ведь понимаешь, как он мыслит, в течение первых пяти минут. И говоришь: нет, спасибо, до свидания. И убегаешь. Такое сейчас время, и это беда для актера: ты молод, у тебя есть опыт, ты мог бы играть, — но выбирать не из чего. Не предлагают ничего приличного.

Талант и лень совместны, но…

— Как вы себе объясняете, в чем соль режиссерского подхода Римаса Туминаса?

— Он ищет парадокса во всем: в актерской игре, в сценическом решении, в оформлении спектакля. Всё направлено на то, чтобы найти парадокс, причем такой, чтобы сохранить смысл пьесы. Мне кажется, в «Дяде Ване» смысл наиболее сохранен, он внятен и очень точно попадает в зрителя. У Туминаса есть спектакли, которые сделаны блестяще — «Ревизор», «Маскарад», «Троил и Крессида», — но для меня достаточно умозрительны. Я не подключаюсь к действию эмоционально, а для меня это главное.

— Ваша героиня в «Дяде Ване» уверена: «Талантливый человек в России не может быть чистеньким». Вы с ней согласны?

— Талант — это дар великий, но… Знаете, когда я еще училась, у нас устраивались встречи с великими актерами, и у Иннокентия Смоктуновского, который играл Сальери, спросили: «Гений и злодейство совместимы?» Он сказал: «Совместимы! Точно могу сказать!» Талант легко дается и легко забирается… Нет, талантливый человек не должен быть грязным. Я недавно смотрела по «Культуре» передачу про академика Лихачева. Сижу и понимаю, что оторваться не могу, что я счастлива, что такие люди жили на земле. Конечно, их меньшинство, но именно от них исходит аура доброты, чистоты и света, которая тебя заряжает даже через экран.

Другое дело, что талант можно в себе убить. Бывает, человек одарен, и вдруг какие-то гадкие свойства характера, которые он в себе культивирует, и пороки, с которыми он не может совладать, которым он, наоборот, дает расцвести, забирают талант на раз. Смотришь — и на сцене человек уже не так интересен, как пять лет назад…

— Вы были против того, чтобы ваша дочь пошла в актрисы, потому что «актерская карьера — это не то, в чем в жизни можно быть уверенным». И это говорите вы, заслуженная артистка России, человек с двумя «Чайками» и одним «Триумфом»…

— Я поменяла свое мнение в отношении дочери, потому что человек должен заниматься тем, чем хочет. Но стезя это зыбкая, не обязательно талантливый человек состоится, ему может не повезти, он может не научиться работать, а талант без труда ничего не стоит. Моя дочь — очень талантливая девочка, она учится в Щукинском училище, но… С другой стороны, как потом жить с мыслью, что ты не пошла туда, куда хотела пойти? Мне одна знакомая рассказывала, как сломала жизнь своему сыну. Они с мужем актеры и убеждали сына не идти в эту профессию, в итоге он поступил в МГИМО на международную журналистику… и не состоялся ни там ни там. Нельзя в таких случаях навязывать свою волю. Ребенка можно только страховать, помогать ему в трудную минуту.

— Говорят, что вы человек крайне неспешный — и что это качество вам не раз помогало. Это правда?

— В профессии мне лень только мешает. Я не совсем уж ленива, но — ленива… Лень мешает как следует выучить иностранный язык, полноценно заниматься музыкой. Я вижу очень одаренных людей, которые из-за лени профукивают свою жизнь, — и людей с неважными данными, которые, наоборот, берут пахотой. И судьба их потом вознаграждает. Ты не шибко талантлив, но трудишься, тебе дают одну роль, другую, третью… Я уважаю этих людей — они достигают успеха своим горбом. Сама я могла бы сыграть куда больше, если бы была легче на подъем.

***

Справка «ДД»: Анна Дубровская родилась в 1972 году в Минске. В 1990 году приехала в Москву и поступила в Театральное училище им. Б. Щукина на курс В. Иванова, через год вышла замуж. Первая кинороль — Оксана в комедии «Хочу вашего мужа» (1992). В том же году у Анны родилась дочь Нина. В 1994 году была принята в Государственный академический театр им. Е. Вахтангова и сразу получила роль главной героини в «Принцессе Турандот». Играла в спектаклях «Отелло» (премии «Чайка» и «Триумф» за роль Дездемоны), «Дядюшкин сон», «Царская охота», «Амфитрион», «Фредерик, или Бульвар преступлений», «Много шума из ничего» (премия «Чайка» за роль Беатриче). Снялась в блокбастере «Ночной дозор», в сериалах «Счастливый», «Девять неизвестных», «Свой-чужой». В мае 2010 года на Киевском кинофестивале состоялась премьера фильма «Иванов», в котором актриса сыграла роль Анны Петровны (Сары).