Людмиле Максаковой — 70!
Гордая, недоступная, не подпускающая журналистов на расстояние «разговора по душам». Рожденная в 1940-ом с «тайной происхождения»: мать — 38-летняя оперная прима Мария Максакова, знаменитая на весь СССР солистка Большого Театра, отец… неизвестен, ни в какие документы не занесён. Но — по слухам, полетевшим по Москве — из «ближнего круга» самого Сталина. Во всяком случае, приму Марию Петровну за «неясно чьего ребенка» в статусе не понизили. А дочь Людмила все младые годы отказа ни в чем не знала, росла в первых рядах тогдашней «золотой молодежи» — красавицей, талантливой (в мать) и волевой… возможно, в отца.
Неудивительно, что после школы Людмила легко поступила в «Щукинское». Затем, окончив его в 1961-ом — в Театр имени Вахтангова. И через два года, в 1963-ем, «проснулась знаменитой». Рубен Симонов возобновил вахтанговской сцене «Принцессу Турандот» — легендарный спектакль 20-х годов. И отдал роль Адельмы — татарской княжны, главной соперницы Турандот —22-летней москвичке Максаковой. Спектакль вышел на заглядение. Начинался с парада актеров во фраках и актрис в вечерних туалетах, командовал парадом Николей Гриценко (Тартатья).Максакову-Адельму он представлял залу третьей — сразу после Турандот и принца Калафа… Молодая Людмила (не юная — красота у Максаковой к 22 годам была в расцвете, а не в начале цветения) в черном вечернем платье с открытыми плечами, в умопомрачительном белокуром парике, легко улыбалась залу, чуть приседала в реверансе… зал ладоней не жалел!
А через год пришла киноизвестность — после фильма «Жили-были старик со старухой». Там Максакова сыграла непутевую дочерь главных героев: ради устройства ее судьбы старики сорвались в Заполярье. После была красавица-радистка Софи в кино про советскую разведку за линией фронта: «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна». Из любимых публикой киноролей Максаковой: Надежда Федоровна в «Плохом хорошем человеке» Хейфица, мисс Эмили Брэнт в говорухинских «Десяти негритятах», но… Самые любимые — потому что великолепные! — роли в кино: Мамаева в «Не всякого мудреца довольно простоты» и Розалинда в «Летучей мыши».
Роли в экранизациях отменной драматургии. Лишнее подтверждение того, что Людмила Васильевна — прежде всего театральная актриса. Чем ближе фильм к спектаклю, тем ярче в нем Максакова. Ну, скучно ей играть перед камерой «кусочки», которые после монтажер после склеит в единый эпизод! А когда есть, где развернуться, дать эпизоду долгое дыхание и перепады «вверх-вниз» — тут она просто купается в роли. А зритель от актрисы глаз не отводит. И не только глас — еще и слушает неотрывно.
Максаковой Господь от щедрот своих дал к красоте уникальный голос: низкий, обволакивающий, при этом — волевой, чуть командный. Не просто «сексуальный» — чарующий! Фактура фактурой, талант талантом, а без отменной режиссуры актрисе в ролях не блеснуть. В этом смысле Максаковой везло, как мало кому: Иосиф Хейфец, Игорь Таланкин, Станислав Говорухин, Ян Фрид, Петр Тодоровский ставили ей роли в кино; Рубен Симонов, Роман Виктюк, Петр Фоменко — на сцене.
А у как ей везло на драматургию! Гоцци, Мольер, Франц Жене, (либреттист Штрауса), Пушкин, Островский, Чехов, Метерлинк, Бабель, Арбузов, экранизации и инсценировки по Агате Кисти, Льву Толстому, Борису Можаеву… В общем, играй — не хочу. Она и играла — только давали не всегда.
Причина — подданство второго мужа (первым был художник Лев Збарский, гражданин СССР. В этом браке у Максаковой сын Максим). Второй супруг, Петер Андреас Игенберг, оказался гражданином ФРГ — по тем временам, увы и ах! Роман с иностранцем (а тем более брак!) по тем временам равнялся измене Родине… Познакомилась с ним Максакова случайно — в своём подъезде, направляясь в гости: она — в роскошном вязаном платье, он — «шофер», посланный за ней приятелями, в дубленке, ушанке в очках. После, в том же подъезде Петер сделал Людмиле предложение. А потом 1,5 года собирал гору справок для Грибоедовского загса — на иностранцах женили только там. Расписали их 27 марта (в Международный день театра!) — и очень скоро из газетных киосков СССР изъяли фото с Максаковой, ее перестали приглашать в кино, давать новые роли в театре. Простой затянулся до середины 70-х — до моды на режиссеров, приглашенных из-за рубежа.
Послабление разрешавшее «связь театров с иностранцами» коснулось и Максаковой. Во втором браке родилась Маша — Мария Петровна, полная тезка мамы Людмилы, знаменитой в 40-е годы сопрано, солистки Большого театра. Когда выросла, Маша пошла по стопам бабушки: окончила вокальное отделение в Гнесинском — у самого Зураба Соткилавы. У сына Максима бизнес в Москве. Муж Петр никуда из России не уехал, обрусел, стал доктором физ. -мат. наук, написал диссертацию о плазме, прогремевшую в научных кругах, после — тоже ушел в бизнесмены. В большой семье растут пять внуков и внучек: Петя, Аня и Василиса — дети Максима, Илья и Люся — Машины.
Сама же Людмила Васильевна, как прежде выходит на сцену. И уже не первый год преподает театральное мастерство в родной «Щуке». После которой — помните! — она попала в театр Вахтангова, к Рубену Симонову, в его редакцию «Турандот» «…Роль рабыни Адельмы, соперницы принцессы Турандот, исполняет… Максакова Людмила!»
Рабыня рабыней, а зритель, Людмила Васильевна, уже 47 лет как раб вашего таланта. Здоровья, творческих удач! Искренне Ваш Вокруг ТВ