Видас Силюнас о спектакле «Мера за меру»
«Мера за меру» вахтанговцев ранит обжигающим холодом — это холод небытия, которое грозит поглотить целую страну. В выжженном холодом сумрачном пространстве сцены возникает образ мира, в котором деспотический закон и порядок разошлись с природой человека и природой вещей. По шекспировски масштабного мира, вычерченного режиссером Бутусовым и сценографом Александром Орловым графически четко, наделенного такой же выверенной и выразительной, порой безжалостно режущей пластикой, как и движения действующих лиц. Мира, в котором палач неотличим от чиновника, а чиновник от палача и тюрьма оборачивается казенным кабинетом, таким же казенным, как мораль, которую пытается внедрить Анджело (его, как и герцога, играет С. Епишев). Но не хорош и противоположный полюс, на котором сводники и хозяйки борделей; цинизм опустошает так же, как и мораль, внедряемая из под палки.
К счастью, последовательно отвергая и то, и другое, спектакль не останавливается на голом отрицании. В этом спектакле есть Изабелла (Евгения Крегжде) с ее привязанностью к простым и низменным, как бы они не назывались, человеческим ценностям. Сегодняшняя девушка, одна из многих, отличающаяся редкой, лишенной малейшей ходульности, стойкостью.
В этой страшной картине мира, злободневное звучание вечных шекспировских тем спектакля, овеяно музыкой Фаустаса Латенаса, метафизической и остросовременной.
Видас Силюнас Доктор искусствоведения, профессор.