Алексей Бартошевич о спектакле «Мера за меру»
Много лет подряд я пытался — без особого успеха — уговорить наших режиссеров обратить, наконец, внимание на «Меру за меру», одну из самых глубоких пьес Шекспира, странную комедию, написанную в пору «Гамлета» и «Лира», вещь загадочную и безжалостно трезвую, в которой о человеческой природе сказано не меньше горьких истин, чем в трагедии о принце датском.
Спектакль Театра Вахтангова, пусть пока еще довольно сырой, только начинающий свою жизнь на сцене, кажется мне важным событием не только в жизни вахтанговцев, но и в судьбе нашей шекспировской традиции: в сущности, спектакль Юрия Бутусова открывает театральную историю этой пьесы в России.
Выстраивая на сцене образ холодного пространства, в котором мечутся и маются люди, режиссер ищет актуальность интерпретации не в политических параллелях, как кому-то показалось, а в самой структуре отношений между государством и человеком, осмелившимся быть самим собой: система безлична, им движут законы, не меняющиеся от того, кто стоит у власти — Анджело, Герцог или, может быть, Эскал — что тот Дук, что этот. Это кафкианская история целенаправленной безжалостной охоты на личность, завершающаяся неизбежным финалом: мышеловка захлопывается, человека настигают, бежать ему некуда, разве что в смерть, о которой герои этой мнимой комедии думают и говорят не меньше, чем в «Гамлете».
Но оставлю шекспироведческие рассуждения, чтобы поздравить режиссера, сценографа и всех актеров, прежде всего умного и тонкого исполнителя тройной главной роли.
Доктор искусствоведения, профессор, шекспировед А. В. Бартошевич