Из поколения победителей

Ирина Леонидова от 14 сентября 2005

Александр Граве принадлежит к тому актерскому поколению, которое уже стало историей отечественного театра и кино. Сегодня их осталось так мало — тех, кто еще продолжает выходить на сцену, сниматься в кино, учить молодых. Граве — один из них.  Он окончил Щукинское училище (курс известной актрисы Анны Орочко) в военном 1942 году и сразу же оказался во фронтовом филиале Театра имени Вахтангова. Пусть и театральными дорогами, но прошел всю войну, заслужил орден, а после Победы, естественно, остался в Вахтанговском театре, уже в основной труппе, где пребывает и до сих пор. Играл много: и главные роли, и эпизоды. Среди самых известных сценических созданий Граве — Кристиан в «Сирано де Бержераке», Земнухов в «Молодой гвардии», Тоцкий в «Идиоте», Гжегож в «Дамах и гусарах», Учитель философии в «Мещанине во дворянстве». Александра Константиновича не пугает и работа в модных экспериментальных спектаклях молодых режиссеров, например, в «Калигуле» Павла Сафонова. Многие пишущие о театре всегда отмечали в творческой манере артиста незабываемый синтез интеллигентной мягкости, негромкой деликатности с обязательной иронией, искрометным юмором. В Вахтанговском театре каждый знает и о его замечательной «технической» особенности. Граве всегда считался незаменимым мастером по вводам. Мог выручить любой спектакль, за одну ночь выучив роль, а затем блестяще сыграть ее без всяких «проколов». А всенародную известность Граве, как водится, принесло кино, и прежде всего, конечно, роль Огурцова в легендарной военной комедии «Беспокойное хозяйство», где снимались Михаил Жаров и Людмила Целиковская. Потом на экране он чаще всего появлялся в эпизодических или небольших ролях («Тихий Дон», «Зося», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Они были первыми», «Черный квадрат» и другие), но никогда не оставался незаметным. Отдельный сюжет — это голос Граве. Он много работал на радио, в мультипликации, читал закадровый текст в знаменитом фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Кстати, в одном из интервью сам признался, что озвучание мультфильмов — дело не менее творческое и интересное. Здесь нужно уйти от себя, увидеть нарисованного героя, нафантазировать себе его интонации, тембр, манеры и виртуозно все это осуществить перед микрофоном. О серьезности занятия говорит и то, что в разное время на киностудии «Союзмультфильм» рядом с Граве трудились Рина Зеленая, Алексей Грибов, Михаил Яншин и многие другие актеры-корифеи. Сегодня Александр Константинович больше занят педагогикой, он уже много лет преподает в Щукинском училище. Делится и опытом, и мастерством, и новыми идеями, что, как говорят, очень ценит подрастающая актерская смена Вахтанговского театра.