Деревенский детектив

Ольга Вайншток, Театрал от 1 декабря 2006

Мартин Мак-Донах — самый модный автор нынешнего сезона. В Центре им. Мейерхольда уже состоялась премьера его пьесы «Калека с острова Инишман» в постановке Ирины Керученко, в МХТ анонсирован «Человек-Подушка» в постановке Кирилла Серебренникова, в «Сатириконе» — «Королева красоты» и «Сиротливый запад» в постановке Константина Райкина. Парадоксальные, полные черного юмора истории ирландского драматурга как-то неожиданно заинтересовали российских режиссеров, а российскому зрителю стали близки чудики из маленьких ирландских городков, заряженные огромной национальной гордостью и испытывающие сложную смесь ненависти к далекой благополучной Америке и одновременного восхищения ею.

В Вахтанговском театре Михаил Бычков поставил первую драму Мак-Донаха «Королева красоты» — пьесу чрезвычайно привлекательную, дающую творческий простор и для режиссера, и для актеров.

История происходит в захолустном ирландском городке Линэн, где живет семейство Фоланов. У деспотичной старухи-матери Мэг (Алла Казанская) было три дочери, две вышли замуж и уехали, осталась истеричная «старая дева» Морин (Юлия Рутберг). Старуха Фолан активно пытается разрушить и без того неудачную личную жизнь дочери, тайно и явно мечтающей о скорейшей маминой смерти. В общем, вполне типичная семейная драма. Неожиданно у Морин появляется шанс стать счастливой: к ним в городишко заехал из Лондона ее старый приятель — работяга Пато Дули (Александр Рыщенков). Влюбленные становятся близки, но «жених» неожиданно узнает, что его «невеста» в свое время провела месяц в сумасшедшем доме, и пыл его разом угасает. Однако в голове Морин они уже вместе навсегда, и ради этого она готова на все, даже на убийство. В финале главная героиня надевает старое материнское пальто, садится в кресло и мгновенно стареет на глазах у зрителя, превращаясь в копию своей матери. Спектакль получился вызывающе реалистическим.

На сцене выстроена подробная декорация дома (сценографии Эмиль Капелюш) с кухонным столом, раковиной, кастрюлями, печкой, кочергой, окном, за которым почти всегда настоящий дождь, и даже живыми (!!!) курами.

Юлия Рутберг использует свою фирменную хрипотцу, с легкостью переходит от циничного юмора к душераздирающей истерике. Она играет на грани гротеска и создает убедительный психопатический портрет. Алла Казанская демонстрирует все свое испытанное актерское мастерство, подчеркивая то устрашающую жесткость своей героини, то ее смешную нелепость. Почти весь спектакль она сидит в кресле, что не мешает ей заполнять своей мощной игрой огромную сцену и весь зал.

Михаил Бычков известен своим интеллектуализмом, изысканностью. Однако в этой постановке он сделал очевидный перекос в сторону упрощения драматургического материала. Он явно не освоил подтекст Мак-Донаха, сближающий автора с лучшими представителями великих реалистов XIX века, в частности, Ф. М. Достоевским. Для сугубо реалистической истории в спектакле не хватает логических связок. В то же время не проработаны и практически забыты психологические нюансы человеческих взаимоотношений. Пьеса Мак-Донаха — все-таки не пересказ криминального события и даже не драма неудавшейся любви.

Спектаклю недостает тонкости, полутонов, тайны. Кровавая, парадоксальная «Королева красоты» в постановке Михаила Бычкова обросла излишним бытовизмом. Бытовые подробности, рвущиеся из всех щелей, мешают и автору, и блистательному актерскому дуэту, благодаря которому публику удается несколько раз встряхнуть. Собственно, об этом мечтает и сам Мак — Донах: «Я хочу писать такие пьесы, которые бы немного встряхнули людей». Но для театра «немного» — это слишком мало.